Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА


Габышева Валентина

Профессию – выбирают. Предназначение – ищут...

Как не потеряться на этом перекрестке

Мало кто сегодня доволен своей профессией, даже если выбрал ее не случайно, сообразуясь со своими способностями, семейными традициями или результатами тестирований. И в большинстве случаев дело не в зарплате, а в неуловимом раздражении при  мысли «пора идти на работу». Мы, конечно, пойдем и все преодолеем, в то же время кто из нас не размышлял в ключе «я не там, я не с теми»? О том, почему к нам приходят такие мысли и в какой именно точке самоопределения у нас обычно происходит сбой, мы разговариваем с Валентиной ГАБЫШЕВОЙ, коучем и бизнес-тренером из  Ханты-Мансийска. Она успешно занимается неформальным сопровождением профессионального самоопределения в комьюнити своего ЖЖ.

– Как случилось, что вы занялись этой темой?

– Со временем я пришла к тому, что рассматривать предназначение человека с точки зрения профориентации или с позиций социальных ролей неверно. Обычно человек мечтает найти подходящую профессию, позицию или роль, которая должна помочь раскрыть его способности, а также принести доход. И очень редко удаются попытки решить вопрос своего предназначения «по правилам», привязавшись к понятной системе координат, к реестру профессий. Хотя было бы здорово: врачу – больница, рабочему – фабрика, жене – мужа и так далее – все нашли себе и нашли себя! Но так не получается, потому что врач, мать, писатель, жена, юрист, педагог, циркач, психолог – это профессии, роли, но не предназначение. А нам мешает спокойно спать именно неисполненное предназначение. Предназначение же – это функция, которую человек назначен выполнять. Это слово-глагол, слово-действие. Как любовь, прощение, жалость, самосовершенствование, лечение, помощь. К чему, например, может быть предназначение: оживлять то, что замерло; придавать форму тому, что не имеет формы; сохранять в нетронутом состоянии, восстанавливать то, чему причинен ущерб; делать стабильное нестабильным; трансформировать до нового качества; ориентировать, направлять; катализировать процессы и т.п.?
А вот в какой работе человек будет выполнять свое предназначение, зависит от его склонностей к определенной деятельности и от обстоятельств. Одно и то же предназначение – например, восстанавливать то, чему причинен ущерб, – может у одного человека реализоваться в профессии хирурга-травматолога, у другого – в профессии слесаря-ремонтника.

– Какой же смысл в поиске предназначения, если он не дает ответа на вопрос, куда идти работать, по какой специальности учиться?

– А разве это мало – ты вдруг откапываешь, какую базовую функцию выполняешь в мире, причем с самого детства. Одно понимание этого делает человека эмоционально здоровее. Он начинает получать удовольствие от того, к чему его тянуло неосознанно. А какая работа тебя найдет – дело десятое, лишь бы твоя. Однажды в своем блоге я предложила сыграть в «самопознавательную» игру, построенную на ассоциациях. Очень многим людям она понравилась, и я стала разрабатывать подобные игровые задания. В прошлом году это вылилось в 50-дневный онлайн-проект «Дизайн реальности», для которого были придуманы и опробованы многие задания на поиск себя. Некоторые вещи я брала из коучинга, некоторые – из своей тренерской деятельности. А после несколько заданий из этого проекта я объединила, переработала и выложила у себя в блоге в свободном доступе, получилось 5 игровых заданий – маленький квест на поиск своего предназначения. Это были всего лишь подсказки, маячки для самостоятельного поиска. Но эти задания прошли уже несколько сотен людей, и мне до сих пор постоянно пишут отклики, задают вопросы. В прошлом году я проводила пятидесятидневную игру «Дизайн-проект реальности 2012», для которой были придуманы и опробованы многие психологические задания на поиск себя. Некоторые вещи я брала из коучинга, которому обучалась, некоторые – из своей тренерской деятельности. Несколько разных заданий я скомпоновала и выложила у себя в блоге, чтобы провести свободный интернет-тренинг на поиск своего предназначения. Это были всего лишь подсказки, маячки для самостоятельного поиска. Но люди заинтересовались.

– Вот интересно: как это сработало? Какова технология квеста?

– Все задания построены на спонтанных ассоциациях играющего. Я даю задания с вопросами, специально подобранными так, чтобы поставить в тупик «службу безопасности» в нашей голове – сбить с толку левое полушарие, которое отвечает за логику, аналитический подход. Ответами должны стать те образы, ассоциации, которые возникают у участников тотчас по прочтении вопроса. Обычно такие ассоциации приходят внутренними вспышками-озарениями. Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь, не перебирая варианты, не просчитывая, какой получше. 

Первое задание – проективные вопросы. 1. Археологи на раскопках места обитания первобытного племени нашли странный камень, который, несомненно, был в пользовании. Вы – этот камень. Для каких целей вас использовали? 2. Вы – часть механизма башенных часов на городской площади. Какая вы деталь, какую функцию выполняете? 3. Вы – отрез редкой ткани. Из этого отреза будет сшито... что? для чего/кого? Почему ткань редкая? 4. Вы – глиняный горшок. Как вас использует хозяйка, для каких целей? 5. Вы – часть мировой водной системы. Вы океан, море, река, приток, озеро, родник, ручей, болото... – опишите себя. 6. Вы – ключ. Какой вы ключ? Для чего вас используют? 7. Вы – одно из первых сооружений, которое создавалось человеком (жилье, мост, указатель, памятник, дорога, крепость и пр.), какое?

Как только даны ответы, можно найти первые закономерности, неожиданные повторения и параллели в ответах. Кто-то уже может сформулировать свои «глаголы», а кто-то только увидит направление движения.

Второе задание – воспоминание. Вспомните игру, в которую вы играли в возрасте 5 лет плюс-минус 2 года. Лучше всего – не обычные «дочки-матери», «догонялки», «магазин», а вашу личную игру, которую вы изобрели и играли в нее бесконечное количество раз. Может быть, о ней взрослые говорили как о вашей странности, зацикленности. И до сих пор вы помните это блаженное состояние, не пропадающее от бесконечных повторов. Главный процесс в этой игре наверняка связан с этой игрой и теми находками, которые были сделаны в прошлом задании. Даже больше – скорее всего, так или иначе вы всю жизнь занимаетесь этим процессом.

Третье задание – самоархеология. Пишем в столбик процессы, занятия, действия, которые вас вдохновляют, от которых дух захватывает и возникает ощущение наполненности. Это могут быть умения, за которые вас чаще всего хвалят, или такие, которые вы только мечтаете освоить, – всего нужно накопать шестнадцать пунктов.

Дальше – берем по паре пунктов из столбца и пытаемся их соединить, поймать ассоциации, связанные с двумя этими занятиями. Получившиеся восемь образов снова соединяем друг с другом в пары, и так собирается некий словесный «динозавр» ваших предпочтений. Обычно эта техника приносит пару-тройку хороших инсайтов.

Еще задание. Вспомните три особенных случая из вашей жизни, неважно из какого периода. Это должны быть три ситуации прямого попадания в яблочко, в которых вы удивили других и сами себя неожиданно хорошим результатом. Если вспомнив их, вы стали улыбаться, то это правильные варианты. Что общего в этих трех ситуациях? Какие процессы вы запускали? Благодаря каким умениям это стало возможным?

Последнее – блиц-марафон из ситуативных вопросов. 

Первая ситуация: вам дали неприлично большую сумму денег. Вы не можете потратить ее на себя и близких, ее нельзя перечислить в благотворительные фонды, занимающиеся глобальными проблемами. Эти деньги можно передать организаторам одного уникального проекта, который собирает со всего мира людей, обладающих определенными умениями и сделавших применение этих умений своим основным занятием. Эта мысль вызывает у вас радость?

Вторая ситуация: представьте себя в качестве случайной гостьи на необычной церемонии. На этой церемонии награждают людей разных профессий, разного рода занятий, из разных стран. Объединяет их одно – они все стали делать одно странное для окружающих дело. Неожиданно к вам подошел устроитель церемонии и попросил вручить спецприз в номинации... в какой номинации вы его вручили?

Третья ситуация: вам дали 10 минут для встречи с любым человеком, жившим в прежние времена на Земле: конкретным историческим персонажем или безымянным представителем какой-нибудь эпохи. Вы почему-то чувствуете, что у этого человека есть пара слов именно для вас. Кто этот человек?

– Хорошо, но пока все это напоминает несложную психологическую игру, а что стоит за каждым заданием?

– Этот тренинг, несмотря на внешнюю легкость, хорошо сбалансирован. Задания даны из разных областей, чтобы затронуть пласты разной глубины, снизить риск «зависания» только на той теме, которая в данный момент является наиболее актуальной. Мы задействовали архетипы, детские воспоминания, спонтанные ассоциации, выявляли ценности, актуальные темы, значимый опыт. Первые три задания определяют ведущий процесс, тот самый «глагол». Мы находим ту функцию, которая повторяется и в ответах на вопросы с архетипическими образами, и в детской игре, и при работе с ассоциативным рядом. Вот примеры реальных озарений, которые возникали у участников тренинга от сопоставления разных элементов при поиске общего: «Первое, что бросается в глаза, я – часть целого, часть команды, отлаженного механизма. Я постоянно соприкасаюсь с другими людьми, помогаю им, трансформируюсь вместе с ними… Я такой специальный ресурс на случай катастроф. Какой-то страховочный элемент, база МЧС с продовольствием, одеялами и патронами... Показываю людям суть и смысл того, что они делают сейчас. И они начинают либо эту суть видеть и делать лучше, либо понимают, что вообще не хотят это делать, а хотят что-то другое… Организовывать и придумывать много творческого и вовлекать в это побольше людей, чтобы им интересней жилось…»

В четвертом задании определяется ключевой алгоритм: каким образом обычно вы достигаете значимого для себя результата? Три воспоминания из вашей жизни всплыли первыми неслучайно. Память их хранит в качестве вашего ресурса, эдакой подсказки, как вам действовать для проявления чего-то очень важного, заложенного в вас. Вы сами от себя получаете инструкцию, каким образом, при каких условиях вам лучше воплощать вашу базовую функцию. Здесь каждый может понять, в чем особенность его манеры выполнения задания: «Я вылезла за рамки своей реальности… Это все делалось ради игры, ведь в случае неудачи я ничего не теряла… Желание и ослиное упрямство – докопаться до сути. Хоть лбом, но пробить дорогу вперед». Напоследок хочу дать всем ищущим совет: помните, что все ответы на все ваши вопросы заложены в вас самих. Вспомните свои «пунктики», над которыми подтрунивают ваши коллеги и близкие, те особенности, которые, по вашему мнению, не вписываются в правильные жизненные схемы. Может быть, вы считаете себя копушей-перфекционистом или раздолбаем-перекати-поле, мягкотелым тюфяком или необщительным человеком-футляром? Посмотрите на эти особенности с другой стороны, как на свои сильные стороны, подсказки.

Беседовала Дарья ПОЛИКАРПОВА

Рейтинг@Mail.ru