Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Борисова Людмила

В плену правильных ответов

Постараемся удерживать грань между знанием фактов и правом ученика на собственные рассуждения

В старых поурочных планах учителей наших учителей была графа: предполагаемый ответ ученика. Современные документы посвободнее, но и сегодня в методичках написано, как важно предвидеть возможные реплики школьников и формулировать задание так, чтобы быстро и ненавязчиво привести класс к «правильной» версии. Почему так? 

Мы сурово и непреклонно приучаем детей к тому, что мир иерархичен, истина известна избранным. Задача остальных – выучить положенное, а если затронута область невыученного – угадать замысел «старшего по званию». В данном случае – учителя. Это глобальное подозрение. Есть и помельче основание: ЕГЭ. Нужно угадать ответы не только в тесте, но и в части С, теоретически – творческой. Педагоги методично приучают детей коротко и ясно излагать «правильную мысль», записанную в инструкции для проверяющих. Никаких экспромтов, никаких парадоксов и оригинальных версий. Проверяется соответствие ученического текста нормативному. 
Это так прочно сидит в нас, что даже очень хорошие педагоги, прекрасно образованные, способные к диалогу, внимательные к ученикам, стремятся вдохновить класс единой идеей. И не так важно, записана ли эта идея в методическом пособии или возникла из других источников, вычитана в трудах великих исследователей, не вошедших в программу, к примеру.
Особенно забавно это выглядит на каких-нибудь курсах повышения квалификации, где преподаватель, любитель тыняновской интерпретации комедии Грибоедова, добивается от взрослых людей, прочитавших много разных книг, якобы самостоятельного, случайного открытия таких мотивов поведения героев, которые совпали бы с его собственными озарениями.
Знакомая преподавательница, блестящий специалист, кумир своих учеников, передавая опыт коллегам, признается: если ребята не догадываются, что я имею в виду, не настаиваю. Пусть пока остаются при своем мнении. Через несколько уроков я вернусь к теме. И речь не о правописании окончаний – о стихах. Казалось бы, какой простор для интерпретаций! Простор оставлен, но в финале все должно сойтись в определенной точке, заранее предусмотренной.
А если совсем не предполагать? Не ждать чего-то определенного, относиться к сказанному здесь и сейчас?
Вообще бывают ли неправильные ответы, если спрашивать не когда и сколько, а почему?
Недавно ученица в словарном диктанте рядом с грамотно написанной «первопрестольной» почему-то в «престольном» празднике написала третьей буквой «и».
– Почему так написала?
– Ну как же, приставка «при» имеет значение принадлежности, близости. Пришкольный – около школы, приморский – возле моря. А тут праздник «пристольный» – за столом все собираются.
Оказалось, все не так печально и неправильно, как могло показаться. Девочка отлично знает правило и даже применить может. Одна беда, не понимает значения слова. Выводит его из личного опыта, из собственной семейной традиции. Более широкой рамки – традиции культурной, национальной – пока не видит. Так затем учитель и нужен, чтобы горизонты расширять. Но при этом не забыть отметить, как хорошо знаком ребенок с изучаемой темой, как точно выстроена логическая цепочка.
Так правильный ответ дала ученица? Однозначно не скажешь. Точно неожиданный, незапланированный. И среагировать на него словами «неверно» – как-то нехорошо. Зато можно увлечься философией празднеств, воспоминаниями…
Похожая история была со словом «сентябрь». Ребенок написал его как положено. А учитель зачем-то пристает:
– Почему? – наверное, ожидал рассуждений о латинских корнях, проникших в русский язык.
– Сентябрь – первый месяц осени. Осенний месяц. Вот и проверочное слово.
Конечно, ученик напрасно соединяет родством два совершенно чужих слова. Но ведь мыслит он логично. И состав слова неплохо интерпретирует. Разве скажешь ему сакраментальное «садись, неправильно»? Но рассказать о мартовских идах, возможно, стоит.
И это речь о совершенно конкретных вещах, касающихся правописания. А если поговорить о материях абстрактных, мировоззренческих, где личный опыт, субъективное восприятие играют решающую роль? Что не исключает, разумеется, знания каких-то фактов – в том или ином объеме. Но ведь и педагог знает не все на свете, хотя прочел больше книжек, чем его ученики. Да разве в этом дело?
В конце урока, после обсуждения самой известной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», ученик задумчиво и печально проговорил: «Я еще час назад был уверен, что все понял, пока читал. Я и не думал, что в одной пьесе можно увидеть столько всего разного». Он даже хотел, чтобы ему сейчас объяснили, как правильно понимать пьесу. Вообще жизнь. Чтобы не мучиться, не думать, не брать на себя никакой ответственности.
Правильных, запланированных ответов трудно ждать от самостоятельно и свободно мыслящего человека. Более того, именно надежда услышать что-то новое, неизвестное нам ранее, заставляет нормального человека задавать вопросы.
Разумеется, учитель иногда должен задавать специальные вопросы: чтобы проверить, хорошо ли школьники выучили материал, поняли ли текст учебника. Но ведь наверняка остается время и на другие вопросы.


Может пригодиться

Телевизионное ток-шоу «Культурная революция» – отличный пример того, как можно организовать хорошую, грамотную дискуссию.
Тут многое зависит от формулировки темы. Иногда, к примеру, предлагаются расхожие суждения («Мы не умеем дружить», «Гаджеты нас поработили»), иногда утверждения, превращенные в свою противоположность («Гений и злодейство нераздельны»), парадоксально соединенные понятия («Свобода – сестра несправедливости», фразы, звучащие почти оскорбительно («Моральный авторитет никому не нужен»).
Задав тему, ведущий, в нашем случае – учитель, подбирает авторитетные суждения, в которых убедительно доказываются противоположные позиции. И очень важно создать условия, при которых не страшно высказать свою точку зрения.
Единственное существенное условие: суждения должны быть аргументированы, а не просто высказаны. Именно по этому критерию они и будут оцениваться. И тут необходимо провести грань между эмоциями и разумом: каждый имеет право воспринимать мир по-своему, но на уроке оценивается только то, что можно объяснить остальным.

Классификация вопросов

Учителям хорошо известна классификация вопросов по Блуму: вопросы простые, на воспроизведение фактов; уточняющие; объясняющие, выявляющие причинно-следственные связи; творческие, позволяющие собеседнику высказать свои идеи; оценочные, с уточнением критериев оценки; практические, устанавливающие связь теории с реальностью.
Учителю нетрудно просчитать, какова доля тех или иных вопросов в его педагогическом арсенале. Лучше считать не за один урок – а за неделю.
И еще один показатель: время ожидания ответа. Исследователи высчитали: ребенку нужно 6–9 секунд, чтобы сформулировать свою позицию. Наши преподаватели в среднем ждут не более 3–4 секунд. В ожидании ответа незапланированного, но интересного, нужно запастись терпением.

Простые упражнения

Есть еще игра «Как вы думаете?». Класс делится на несколько команд, каждая получает несколько карточек с суждениями на пройденную тему. Есть игровое поле с тремя секторами: «никогда – иногда – всегда». Группа, посоветовавшись, кладет одну из доставшихся карточек текстом вверх в выбранную игровую зону. Так же поступают соседи. Разложив свои карточки, ребята начинают интересоваться чужими. Если им кажется, что чья-то карточка лежит не в своей зоне, ее нужно перевернуть текстом вниз.
Каждая такая карточка – повод для разговора. Почему вы положили ее сюда? Какими соображениями руководствовались? А почему перевернули? На чьей стороне те, кто не успел прочитать спорный текст?
Для успеха игры в ней должны участвовать не только вопросы на знание фактов и закономерностей, но и те, которые требуют личной оценки, собственного мнения.

Рейтинг@Mail.ru