Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Панова Ольга

Коррекционная школа становится открытой

Социальное партнерство дает детям возможность другой судьбы

Учителя спрашивают, что же так мало в газете материалов для коррекционных школ, а мы отвечаем: вот вы и напишите. Не пишут. Но мысли имеют действие, подумаешь – и случится. Из коррекционной школы Сызрани вдруг пришло письмо от учителей с описанием интересного мероприятия, мы вступили в переписку, потом познакомились с директором. И вот что она рассказала. 

Ограничены возможности здоровья, но не характера

Детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, немало. В нашей школе, в Сызранском филиале ГБС(К)ОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулёвска, учатся 208 ребят с ограниченными возможностями здоровья, часть из них обучаются по программе СКОУ VIII вида, часть – V вида. Это дети из социально незащищенных семей, дети-сироты из коррекционного детского дома. Руководителем филиала я стала недавно, но в системе коррекционного образования уже 20 лет. Из них 10 лет работала заместителем директора в Центре диагностики и консультирования, где обучаются дети-инвалиды, находящиеся на индивидуальном обучении. Уже тогда я поняла, что ограниченные возможности здоровья не главный барьер достижения жизненного благополучия. Хорошо встраивается в жизнь тот, у кого оптимистическое мироощущение, уверенность в себе, хорошая самооценка. Например, в центре они были дети-инвалиды – а теперь врачи, юристы, программисты. Конечно, это единичные случаи, но говорящие о многом.

Кто какой

В общем, судьбы у наших выпускников разные, но многое зависит от самооценки; а самооценка – от того, какие люди рядом с ребенком. Конечно, есть дети, которые с большим трудом усваивают программу, но абсолютно каждому из них помогают внимание, забота, заинтересованность, а суровое, беспощадное отношение не поддерживает никого. Из безусловных плюсов наших детей: старательность, добросовестность, исполнительность. В 9 классе ребята 14 часов в неделю занимаются трудовым обучением, где осваивают рабочие профессии, готовятся к будущей взрослой жизни. Эти уроки им нравятся, потому что учителя – настоящие мастера своего дела, хорошие специалисты, в том смысле, что не чужды творчеству: пробуют, придумывают, откликаются на идеи. Девочки у нас не просто шьют, учатся швейному делу, но и участвуют в показе мод, не стесняясь ходить по подиуму под музыку, демонстрировать свои модели. Это хороший результат педагогов: они вселили в подростков уверенность в себе .В классе 12–15 человек. Мы понимаем, что прохождение программы – это важно, но гораздо важнее научить их встраиваться в жизнь, хорошо себя чувствовать среди людей. Зачастую ребенок сам не знает о своих возможностях. В моей практике есть девочка, от рождения слепая, пришла на индивидуальное обучение слабеньким, неуверенным в себе ребенком, училась с трудом. Мы совершенно случайно попробовали вовлечь ее в музыкальный конкурс, она выучила одну песню. И вот в пении она вдруг раскрылась, расцвела – теперь лауреат международных конкурсов. Типичным такой случай не назовешь, но мы в школе в первую очередь стараемся выявить интересы ребят, смотрим, у кого к чему лежит душа.


 Открытая школа как идея и как работа

А главная наша цель – привлечь к нашим детям как можно больше заинтересованных людей. На самом деле неравнодушных много, энтузиасты не перевелись, для них помогать – личная потребность. А цель у всех нас одна – чтобы общество стало гуманнее, чтобы детям жилось лучше. В городе немало государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами сирот, инвалидов, просто детей, тут первое дело – наладить со всеми связь, заинтересовать своими планами. Не ходить с протянутой рукой за разовой поддержкой, а организовать социальное партнерство. Нами был создан координационный совет, чтобы спланировать работу на год, заранее обсудить ресурсы – мы ведь тоже можем быть полезны городу. Участвовать в совместных проектах, ходить в гости… И сами мы с радостью встречаем на пороге своей школы танцоров-колясочников, потом смотрим их концерт – видим, чего можно достичь, преодолевая немощь. Нас приглашает музей на бесплатные экскурсии, военное училище летчиков присылает шефов, волонтеры из университета ведут с детьми проекты, администрация оказывает материальную помощь.     
И вот когда удается подключить власть и общество к школе, начинают происходить чудесные вещи. Вот один случай. Пришли к нам юноши-курсанты помогать к 23 Февраля готовиться, мы, конечно, им сначала о детях рассказали, попросили обратить внимание на самых застенчивых, «мало говорящих». И вот то ли форма сыграла роль, то ли басок командирский, но наш мальчик с сильным заиканием так проникся, что заговорил с молодым курсантом, встал в строй, пошел, запел – куда что девалось.
Конечно, такие радости собираются по зернышку, но важно работать для того, чтобы они могли возникать. То есть, если ты хорошо видишь актуальное состояние, имеешь точную картину желаемого, знаешь, как к нему пройти, тогда и получается – так многое можно реализовать. 
…Наши декады и месячники идут своим чередом, в соответствии с праздничными датами календаря. Для нас это важно: чтобы цель подготовки была одна, понятная. Тогда и происходит событие, в котором нет зрителей, а все – участники. Вчера вот отыграли Масленицу, а сегодня уже начали готовиться к Дню космонавтики. Летчики придут на праздник и наш земляк-космонавт. А там уже 9 Мая не за горами.

Рейтинг@Mail.ru