Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Леонтьева Ольга, Ступницкая Марина

Педагогика замечаний

Почему одни и те же слова могут исправить поведение ребенка, а могут лишь усугубить ситуацию

Сколько замечаний делает учитель в течение школьного дня – не сосчитать! Один опять тетрадь забыл, другой на уроке в окно смотрит, третий соседа по парте задирает, четвертый на перемене как угорелый носится... И на все нужно реагировать быстро, зачастую на раздумья времени нет. А ведь замечание – опасное оружие. И какой-нибудь затяжной конфликт нередко начинается именно с замечания – резкого, грубого, обидного, хотя учитель порой даже и не подозревает, как глубоко задел ребенка.  Школьный психолог Мария СТУПНИЦКАЯ уверена: мы станем внимательнее относиться к словам, если вспомним о чувствах, которые испытывали в детстве в ответ на замечания взрослых. 

Ольга Леонтьева. Мария Анатольевна, мне рассказали, что вы проводите тренинг, на котором предлагаете участникам вспомнить о своих детских переживаниях, вызванных отношением взрослых. И что потом многие начинают видеть, как повторяют ошибки тех, кто воспитывал их самих. А как появилась идея такого тренинга?

Мария Ступницкая. Идея родилась из реальной ситуации: в классе нарастал конфликт опытнейшего педагога с новым учеником, который неадекватно, по мнению учителя, реагировал на его замечания. Естественно, мы сначала поговорили с учителем. Постарались объяснить, что ученик, который не реагирует (а точнее, так реагирует!) на замечания, – бьется за лидерство в классе, поэтому и воспринимает каждое слово так болезненно. Учительница кивала, соглашаясь, но изменить свое отношение к ситуации не могла.
И тогда мы решили, что, может быть, и ей, и другим педагогам школы будет легче почувствовать состояние детей, если свои собственные слова они услышат ушами ребенка – ведь недаром говорят: «Правда – не в устах говорящего, а в ушах слушающего». Мы предложили коллегам вернуться в детство: вспомнить свои школьные прозвища, имена друзей и подружек, возлюбленных, клички, которые мы давали любимым и нелюбимым учителям… А потом все вместе говорили о том, за что нас в детстве больше всего ругали: за пустую болтовню, записочки, подсказки и списывание, смех на уроках… Масса воспоминаний, целая буря эмоций.

О.Л. И что же вспомнилось?

М.С. В основном это были истории, в которые часто попадают подростки. Кто-то вспомнил о своей первой любви и о том, как разрушились эти отношения, когда учительница сказала, что позвонит маме и все расскажет... И о том, как через двадцать лет после окончания школы героиня рассказа отказалась вместе с классом пойти в гости к той учительнице на встречу выпускников.
А одна из участниц рассказала, как, будучи очень неуверенной в себе девочкой, она, прожившая все детство в маленьком провинциальном городке, переехала с родителями в Москву и в 9 класс пошла в столичную школу. Во время повторения пройденного материала оказалось, что у нее серьезные пробелы в знаниях, и тут учительница при всех сказала: «Не понимаю, как культурный человек может этого не знать?!» Как остро она почувствовала, что ничего не знает, не умеет и не может… Как сильно она, провинциальная девочка, отличается от всех «культурных людей». Удивительно, но в конечном итоге она стала преподавать именно этот предмет.

О.Л. Я тоже когда-то начала активно изучать химию назло учительнице… В ответ на то, что вы рассказали, вспоминается масса историй из детства, и смешных, и болезненных. И в каждой главенствовали эмоции, а не разум.

М.С. Так уж мы устроены: эмоции часто нас захлестывают. Но когда мы потом оты­грываем ситуацию назад, думаем: надо было вот так сказать, это сделать. Филогенетически интеллект развивался у человека позже, чем эмоции. Вот почему в острой ситуации конфликта мы сначала реагируем эмоционально, а уж потом разумно – ничего с этим не поделаешь. Не случайно говорят: семь раз отмерь, один отрежь. Эта поговорка в первую очередь относится к тем словам, которые мы произносим, когда надо быстро реагировать в сложной ситуации (в школе такие ситуации возникают ежедневно и ежечасно!). Поэтому надо постараться вооружиться такими фразами, которые в любой ситуации тебя не подведут. Так, любое замечание лучше начинать со слова «Я» и говорить о своих чувствах и затруднениях, возникших в связи, например, с поведением ребенка. Учитель тем самым как бы раскрывается перед учениками, рассчитывает на их понимание и помощь… Хотя делать это довольно трудно, особенно учителю, который «должен быть всегда прав». Но привычка делать замечания именно в такой форме может стать своеобразной прививкой, которая в дальнейшем убережет педагога от перехода на обвинительные «ты-высказывания». И это очень важно, ведь от того, в какой форме сделано замечание, зависит, будет ли оно эффективно, приведет ли к желаемому результату.

О.Л. Что же делает замечание эффективным или бесполезным?

М.С. Здесь приходится говорить о многих причинах, ведь одни и те же слова могут исправить поведение ребенка, а могут лишь усугубить ситуацию. Замечание – как лекарство: кому-то принесет пользу, в каком-то случае проявит свой побочный эффект, а для кого-то станет смертельной инъекцией. Во многом реакция ребенка на замечание зависит от статуса ученика в классе и в школе, от его самооценки, от множества других его индивидуальных особенностей. Тем не менее всех детей сильно задевают сарказм взрослых, ирония, подтекст их замечаний. Однако то, что легко переживет признанный лидер группы, для новичка может оказаться губительным. Не забывайте, что школьные замечания редко делаются один на один, почти всегда – публично, и окружающие невольно становятся свидетелями конфликта. Поэтому, например, для детей-перфекционистов, которые привыкли – и стремятся! – во всем быть лучшими, даже незначительное замечание может оказаться сильным ударом – ведь для них очень важна внешняя оценка. Все дети остро, болезненно переносят замечания, в которых упоминаются члены их семьи («И чего от тебя ждать, мы все помним, как учился твой старший братец!»). Подобные замечания неприемлемы ни в каких ситуациях, ни с какими детьми.

О.Л. Но часто учитель, особенно в больших школах, не знает подробностей жизни ребенка, его семьи, его статуса в классе. Мы говорим в первую очередь о педагогах, которые работают одновременно в нескольких параллелях.

М.С. Значит, нужно хорошо запомнить только одно: все замечания, связанные с оценкой личности: «Ты что, не соображаешь? Ты что, маленький? Так себя ведут те, которых мы потом в канаве видим!» – недопустимы. Делая замечание, лучше использовать «Я-высказывания», оценивать поступок, а не личность, говорить о себе, а не о ребенке: «Мне тяжело, когда я вижу, что… Мне трудно, когда я сталкиваюсь с …». Отдаленные последствия некорректно сделанных замечаний могут быть очень серьезными. Например, ребенок открыл на перемене окно. Снежок лежит на подоконнике, он берет его в руки… Поведение неприемлемое, потому что опасное. Учитель, заметив это, говорит или даже кричит: «Иванов, немедленно закрой окно! Ты что, не соображаешь, чем это может закончиться!» Учитель хочет обезопасить ученика, а он слышит: «Ты тупой. Ты ведешь себя как идиот». Эти, казалось бы, обыкновенные слова учителя в дальнейшем могут отразиться на самооценке ребенка, на отношениях учителя и ученика, на отношении к последнему одноклас­сников, которые стали свидетелями этой сцены
Школьные замечания важны еще и тем, что в момент, когда учитель их произносит, все дети, находящиеся рядом, учатся, как себя вести в конфликтной ситуации: как делать замечания, как на них реагировать, какие выражения при этом допустимы...
Именно поэтому мы на тренинге обязательно обсуждаем то, как могут воспринимать сегодняшние конкретные ученики замечания взрослых. Это трудная, но полезная для каждого взрослого работа, особенно для тех, кто уже много лет в школе, у кого «глаз замылился».
Между прочим, одним из симптомов профессионального выгорания можно считать неэффективность замечаний: чем дольше работает учитель, тем чаще он реагирует на поступки детей исключительно эмоционально.

О.Л. Чем же можно помочь учителям в этом случае?

М.С. Необходимо заниматься профилактикой профессионального выгорания. Если педагог замечает, что все чаще срывается на «ты-высказывания», что дети не реагируют на его замечания или обижаются на них, стоит вспомнить, что это один из симптомов выгорания. Чтобы его избежать или минимизировать такой эффект, учитель должен иметь возможность поделиться своими трудностями с коллегами (кто лучше них поймет эти проблемы?), получить эмоциональную поддержку, понимание. Такое общение – хороший способ и для профилактики профессионального выгорания, и для работы над собой, своим профессиональным мастерством. Мы, например, регулярно проводим учительский клуб: когда дети уходят на каникулы, мы собираемся за чаем, говорим о том, что произошло за четверть, делимся своими эмоциями и переживаниями, а может быть, и какими-то находками, профессиональными секретами. Во время такого дружеского разговора каждый понимает, что тяжело бывает не только ему, что проблемы у всех похожи и нужно вместе думать, как их решать.



Вот как слышат дети некоторые наши замечания...

Учитель говорит: Немедленно прекрати!
Ученик слышит: Ты – плохой, гру­бый, невоспитанный, твое поведение недопустимо, а ты даже не соображаешь, что надо остановиться.

Учитель говорит: Лучше успокойся, а то...
Ученик слышит: Ты – ненормальный, не способен взять себя в руки, не понимаешь, что будет, если не успокоишься.

Учитель говорит: Как можно не понимать таких элементарных вещей!
Ученик слышит: Ты – тупой, глупый, не знаешь того, что всем хорошо известно.

Учитель говорит: Делай то, что тебе было сказано!
Ученик слышит: Ты – несообразительный, несамостоятельный, если не можешь справиться, выполняй, что тебе велели.

Учитель говорит: Порядочные (умные, взрослые, достойные …) люди так не поступают.
Ученик слышит: Ты – непорядочный, маленький негодяй, с тобой не стоит иметь дела.

Учитель говорит: Ты этого не знаешь, а пытаешься выдумывать на ходу.
Ученик слышит: Ты – невежественный, хитрый, твои попытки сделать вид, что тебе что-то известно, беспомощны, я вижу тебя насквозь.

Учитель говорит: Ты ведешь себя, как маленький!
Ученик слышит: Ты – смешон и нелеп, ты до сих пор не смог повзрослеть.

Учитель говорит: Признайся, ты это сделал?
Ученик слышит: Ты – лживый, трусливый, потому что сделал это и пытаешься отвертеться.

Учитель говорит: Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление!
Ученик слышит: Ты – посмешище и мешаешь нам заниматься серьезным делом.

Учитель говорит: Я, конечно, понимаю, что футбол очень увлекательное занятие, но уроки заканчиваются в половине шестого, ты этого случайно не забыл?
Ученик слышит: Ты – безответственный, предпочитаешь заниматься ерундой, а не учиться.

Учитель говорит: Вот когда станешь директором школы, тогда и будешь здесь распоряжаться!
Ученик слышит: Ты – никто, а думаешь, что кто-то, слишком много себе позволяешь.

Учитель говорит: Посмотрите, еще один умник нашелся!
Ученик слышит: Ты – выскочка, строишь из себя неизвестно что.

Рейтинг@Mail.ru