ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Право на себя
Какими должны быть наши отношения с детьми, чтобы Алые паруса никогда не исчезали с их жизненного горизонта
Педагогику часто сравнивают с искусством, а работу учителя – с
творчеством режиссера.
Еще раз задуматься над этим утверждением меня заставил
спектакль «Алые паруса», который был поставлен в Кировском
театре юного зрителя режиссером Борисом Павловичем. Со сцены звучали,
сменяя друг друга, монологи героев Грина и монологи-истории
самих актеров. Их рассказы о детстве поражали своей
искренностью, драматизмом, глубиной. Как режиссеру удалось так раскрыть
молодых людей? Ведь для этого нужно остро чувствовать и
понимать человека. В тот момент я пообещала себе обязательно
встретиться с ним.
Борис Павлович.
Наверное, все началось со школы, с моей родной школы имени Грибоедова –
одной из четырех, в которых учился Иосиф Бродский. В ней много лет
существовали гуманитарные классы, и хотя там преподавал даже проректор
театральной академии Павел Викторович Романов, у наших учителей не было
стремления всех сделать артистами или специалистами по театру. Скорее,
нам просто давали разностороннее гуманитарное образование. Один день в
неделю вместо уроков старшеклассникам показывали знаменитые фильмы,
организовывали встречи с интереснейшими людьми. А потом начиналась
работа: обсуждали увиденное и услышанное, писали сценарии. Вместе с
учителями ставили спектакли. Я, уже будучи студентом
Санкт-Петербургской театральной академии, шесть лет преподавал в этой
же школе искусствоведение. Из этого в широком смысле школьного опыта и
родилось желание создать театр, в котором школьники будут не сторонними
наблюдателями, а полноправными участниками процесса, называемого
высоким словом «искусство». Хотя дело не только в искусстве. Ребенку
вообще очень трудно стать полноправным участником чего-либо. Ведь
детство – это пространство постоянной зависимости. Сначала ты полностью
зависишь от своих родителей, даже спишь, ешь по расписанию, созданному
ими. Потом, конечно, степень свободы увеличивается: сон в детском саду
прогулять нельзя, а с урока сбежать уже можно. Правда, взрослые все
равно продолжают требовать подчинения.
Ольга Леонтьева.
Но они заботятся о
безопасности и будущем детей...
Б.П. Это,
конечно, так, но в результате взрослые редко их понимают. Детские
проблемы папам-мамам-учителям попросту неинтересны. В прошлом году мы
сделали спектакль под названием «Я (не) уеду из Кирова». В нем не было
ни одного артиста, только двенадцать школьников. Ребята рассказывали,
почему они, после того как закончат 11 класс, обязательно уедут из
родного города.
О.Л. Вы пытались их отговорить?
Б.П. Я их
решения никак не оценивал. Для меня было важно, что у них в головах,
почему они видят свою жизнь именно такой, какой видят, как рассказывают
об опасной зоне детства. И еще хотелось, чтобы и они сами, и те, кто
будет смотреть спектакль, поняли, какой винегрет у них в головах.
Никакого заранее определенного месседжа не было. Спектакль просто
предлагал всем вместе подумать о себе, о жизни, о городе.
О.Л. Вы сказали «опасная зона
детства». Что это значит?
Б.П. Детство
– это территория уязвимости, когда ты постоянно находишься в зоне
риска. Все, с чем ты в эти годы сталкиваешься, с равной вероятностью
может оказаться либо подарком, либо травмой. При этом многое зависит от
того, насколько ты сам сможешь сориентироваться в данной ситуации.
О.Л. В вашем спектакле «Алые паруса»
герои рассказывали сначала о своей встрече с морем, а во втором акте
делились очень личными историями. Я-зритель – сопереживала. Я-педагог –
хотела понять, какой вопрос вы задали этим молодым людям и как смогли
получить на него такие честные ответы…
Б.П. Для
меня в «Алых парусах» есть две основные темы. Первая тема – мечта,
вторая – непонимание социумом отдельного, не похожего на всех человека.
Мечта и социум всегда находятся в непримиримом конфликте. Встреча с
морем олицетворяла встречу с мечтой, а вопрос, о котором вы спросили,
был очень простой: «Когда ты первый раз столкнулся с
несправедливостью?»
О.Л. Там были потрясающие истории,
истории-притчи. Хотелось бы их прочитать...
Б.П. Но дело
в том, что их не существует в текстовом варианте. Истории артисты
отбирали сами в процессе репетиций. Когда сменились два артиста, они
принесли свои истории. Одна из них о том, как однажды, лет семь назад,
герой истории с друзьями пил пиво во дворе и заметил, что недалеко от
них стоит интеллигентная пожилая женщина с пакетом в руках и терпеливо
ждет, когда они допьют, она собирала бутылки – помните, в те времена
было много «батл-хантеров»? Ребята торопливо допили, женщина подошла
спросила, можно ли взять бутылки... И тут он ее узнал – это была его
первая учительница. Когда-то его привели к ней родители и сказали: «Вот
это твоя вторая мама»...
О.Л. Меня поразила еще одна история.
Девушка рассказывала о своем детском разочаровании во взрослых, в отце.
Он каждый день приносил ей несколько конфет и говорил, что их дает
зайчик, который встречает его на дороге. Папа виделся ей сказочным
волшебником, который дружит с настоящим зайчиком. А потом...
Б.П. Да,
она страстно мечтала о собаке. И однажды ей пообещали на Новый год
подарить собаку. В новогодний вечер все было обставлено так, будто
сейчас исполнится ее мечта. Но вместо живой собаки подарили игрушечную…
О.Л. Чтобы молодые люди могли так
откровенно говорить о своих переживаниях, делиться ими, нужно было
сделать что-то особенное. Хороший педагог, по-моему, тоже стремится
вызвать подростков на искренний разговор, но это безмерно трудно
сделать, потому что свои настоящие мысли ребята предпочитают скрывать
от других. И чтобы подлинное общение стало возможно, надо иметь у ребят
огромный кредит доверия.
Б.П.
Конечно! Чтобы говорить честно, люди должны понимать, что все
рассказанное ими не обернется им же во вред. В школе есть понятия
«хорошо» и «плохо». Искусство же всегда бивалентно, в нем принимается
все разнообразие жизни. Это, кстати, и есть то, чем театр может прийти
на помощь педагогике. Школа стремится что-то зафиксировать в детских
головах, чтобы в дальнейшем дети имели необходимую для жизни опору. А
искусство предлагает ситуацию нестабильности, расфокусированности
устоев... Но вернемся к вашему вопросу. Дети боятся рассказывать
взрослым о том, что для них действительно является значимым, потому что
в ответ боятся услышать: «Ну и что? Какая ерунда!» Или: «Это плохо!»
Когда мы начинали ставить спектакль «Я (не) уеду из Кирова», я попросил
пришедших ко мне школьников подготовить любимые этюды, спеть песни,
рассказать о себе. В течение целого месяца я смотрел пустые, ничего не
значащие, но правильные представления. Они просто не понимали, что я от
них жду. А потом произошел прорыв. Случайно я услышал, что в разговорах
между собой один парень упомянул про антифа. Я заинтересовался,
спросил, участвует ли он в этом движении. Оказалось, что да, и очень
активно. «Почему же ты об этом не рассказывал?» «А разве вам будет
интересно?» Он рассказывал нам целый час об этом движении, о том, как
они на окраине города устраивают бои до первой крови двести на двести
человек. И делают это только для того, чтобы закалить себя, чтобы потом
воевать с фашистами. И называют это «fair play» – честная игра. Я нашел
«В контакте» видеосъемку такого боя. Это так страшно…
О.Л. А как отреагировали на эту
историю другие ребята?
Б.П. Слушали
с большим интересом, а потом девочка-отличница вдруг сказала, что ее
парень тоже участвовал в этих боях. В общем, начался настоящий
разговор. Они поверили, что мне интересно то, о чем они говорят. Потому
что большинство взрослых на моем месте начали бы говорить, что в таких
боях участвовать нельзя, что молодые люди с ума посходили… После этого
мы три недели встречались и разговаривали. Ребята, видимо, решили, что
спектакля не будет, что можно просто поболтать. Но я снимал все на
видеокамеру.
О.Л. Зачем?
Б.П. Во
время этих разговоров начал рождаться наш спектакль. Потом я
расшифровал дословно один из наших разговоров. Получилось одиннадцать
страниц текста. Пришел к ним и прочитал все вслух, со всеми их
вздохами, ахами. Было очень интересно, как они сказали – круто.
Предложил им прочитать каждому – только свои слова. Это оказалось
сделать трудно. Но после этого мы поставили спектакль всего за одну
неделю, потому что во время наших бесед я отмечал особенно интересные
места, темы и именно эти места быстро расшифровал, их и озвучивали
ребята. Каждый – свои собственные слова. Конечно, некоторые диалоги они
отказались озвучивать со сцены, я согласился: их жизнь, им решать.
О.Л. Как отнеслись к такому спектаклю
зрители?
Б.П. Мы
этот спектакль сыграли восемнадцать раз. Представьте себе, в зале –
четыреста человек. И все зрители – школьники – сидели как влитые, не
отвлекаясь, и реагировали на все, что происходило на сцене. Возникал
эффект идентификации, они вступали во внутренний диалог с теми, кто был
на сцене.
О.Л. Чтобы разговорить ребят, вы
создали атмосферу безопасности. А что еще?
Б.П. Я сам
очень люблю рассказывать. И всегда шучу, потому что уверен: настоящие,
важные вещи выдерживают проверку юмором.
О.Л.
Если бы вы начали
ставить новогодний спектакль, что бы рассказали для начала?
Б.П. Мне
было бы интереснее поставить спектакль о Рождестве, безотносительно к
конфессии: спектакль о встрече человека с Богом. Возможно, когда-нибудь
я это сделаю. Для начала разговора я рассказал бы о том, как разлюбил
Новый год и от него освободился. В детстве этот праздник ассоциировался
с подарками, потом, в студенческие годы, стал неожиданной проблемой:
сессия идет, а все библиотеки закрыты, но почему-то нужно радоваться и
ощущать счастье. Когда я перестал ожидать чего-то особенного от Нового
года, поняв, что это искусственный, придуманный в советские времена
праздник, мне стало легко.
О.Л. А я бы рассказала какую-нибудь
историю о необычных совпадениях, которые случались в моей жизни.
Б.П. Потому
что вы – учитель, а я – провокатор. Спектакль должен не объединять
людей, сидящих в зале, а обособлять их. Чтобы даже пара или друзья,
пришедшие в театр, ушли из него, споря друг с другом. Но, заметьте, не
ссорясь…