Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Сказка о свече, или Педагогическая метафора, с которой стоит войти в Новый год!

Конец календарного года, начало астрономического света. Зима на мороз, солнце на лето. Векторы мудрой природы внятны, закономерны – по ним и живем. Чего не скажешь о векторах модернизации образования, они порой – «рассудку вопреки, наперекор стихиям». Однако наш умный бодрый учитель умеет компенсировать недостатки системы. И всегда умел…

За счет чего?
Когда нам приходят письма читателей, солидаризирующихся с позицией газеты в том, что реально существующие в школе формальные отношения ненормальны – и таких писем собирается много, – это говорит о ясном понимании учителями своих профессиональных задач.
Да что газета? Международная «Конвенция о правах ребенка» (наша страна ее приняла) по ряду статей задает приоритет интересов ребенка над государственными. Однако решает все один только момент: что именно исполняют люди, работающие с детьми, – международный документ, в который никакие «местные коррективы» вносить недопустимо, или указание районного методиста, отродясь никаких конвенций не читавшего?
Нормальный учитель и на фоне «имитации образовательных процессов ради ритуальной отчетности» (так нам пишут) старается научить каждого – не ради Конвенции, конечно, но исходя из опыта: чем выше средний уровень, чем меньше запущенных, тем здоровее атмосфера учения. Правда, делает это параллельно и вопреки «новым требованиям» к учителям.
Когда некоторые чиновники нам говорят: ну кто там вам в газету пишет, одни нестатусные, – это сильно проявляет их логику. Всех разделить и сосредоточиться на сильных. И сколько бы они ни оптимизировали, ни сливали школы (под какими бы лозунгами), им неинтересен «каждый», «каждая» – им подавай «статусного», пусть профессионально-этически неприглядного.
Эта позиция, конечно, затрудняет нормальную жизнь системы образования: если мертвое признается живым, а больное – здоровым, как же ориентироваться?
Читатели, однако, пишут нам о необходимости возвращения исконного смысла словам (и они находят это в газете), о «спасительной подстраховке» слабеющей системы самими детьми и учителями (и присылают живые истории); самостоятельно заботятся о том, чтобы ни перед кем не захлопнулась дверь в мир высокой человеческой культуры (и делятся своим опытом).
По нынешним временам – подвижничество.
Хранители. День простоять, еще продержаться – а придет ли подмога, бог весть.
С одной стороны, на декабрьском заседании правительственной комиссии во главе с Ольгой Голодец, заместителем Председателя Правительства РФ, договорились и о масштабном исследовании влияния ЕГЭ и прочих тестов на творческие способности детей, которое проведет Московский психолого-педагогический университет. Говорили о конкретных мерах по усилению художественного образования школьников. Никто не против, все можно сделать.
Но с другой-то стороны – где те здоровые молодые кадры, которые подобно новым клеткам в стареющем организме сообщают системе защиту и жизнеспособность? Похоже, социальный организм их перестал вырабатывать. Молодые учителя пишут нам в основном на тему «Пять причин, по которым я ухожу из школы». Главная, типичная – «тут невозможно сохранить человеческое достоинство». Свое? Ребенка? Вообще право оставаться человеком? Важнее всего сама постановка этих вопросов.

Тексты старой культуры
Люди по-разному находят ответы: кто читает, кто общается на интернет-форумах, кто отправляется на гостевание в интересные школы – потому что как смириться с тем, что «все плохо»? Где-то должно быть хорошо, где-то есть укрепляющие верные слова о главном.
Хотя они повсюду. Вот сюрприз декабря: в Копенгагене обнаружили неизвестную сказку Андерсена. Точнее, обнаружили давно, а в декабре закончили экспертизу по атрибуции: настоящая. Сказку «Сальная свеча» автор написал еще когда был школьником, а посему не внес ее ни в какие перечни. Но вот она:
«Матерью свечи была славная маленькая овечка, а плавильный котел – ее отцом. От матери она получила свое сияющее белоснежное тело, а от отца – тягу к огню.
Мир не смог оценить ее. Свечу держали в пыльном чулане, грязные пальцы оставляли на ней пятна, и ее белоснежность оказалась скрыта под грязью окружающего мира.
Но тут она встретила Огниво, оно подошло к ней так близко и осветило ее, и сердце Сальной Свечи растаяло. Оно взглянуло на нее пристально, не замечая запачканной оболочки, и увидело много хорошего. Сальная Свеча нашла свое настоящее призвание и светила еще много лет, радуя себя и всех вокруг».
Скажете, недостаточно остросюжетно для современного человека: никто не провалился в другое измерение, не убил кого-то, даже не обрел волшебные дары. Просто – о том, что своим появлением и обретением призвания всякий обязан другим, другому.
И тут нас ожидает самый главный сюрприз: современные дети эту простую ценность разделяют!
Поскольку текст сказки удалось найти не сразу, я попросила десятиклассников реконструировать текст по одному лишь названию. Их сюжеты крутились вокруг очень простых истин: «Каждый день бедный поэт подносил к ней огонек, и она согревала его мысли холодными ночами»… «Она никогда не видела себя и ничего не знала о своей внутренней красоте, пока кто-то не оставил на столе зеркало»… «Иногда к писателю приходила девушка, которая сильно трепала ему нервы, она только требовала и требовала, и когда уходила, он подолгу смотрел на свечку, сгорающую бесстрашно и благодарно».
И так далее: мир красив благодаря ее свету, но сама она об этом не догадывается. Предназначения не исполнишь, пока не переплавишься, не разольешься. А без «другого» вообще ничего в этой жизни не понять.

Рейтинг@Mail.ru