Сказка о свече, или Педагогическая метафора, с которой стоит войти в Новый год!
Конец календарного года, начало астрономического
света. Зима на мороз, солнце на лето. Векторы мудрой
природы внятны, закономерны – по ним и живем. Чего не скажешь
о векторах модернизации образования, они порой – «рассудку вопреки,
наперекор стихиям». Однако наш умный бодрый учитель умеет
компенсировать недостатки системы. И всегда умел…
За счет чего?
Когда нам приходят письма читателей, солидаризирующихся с позицией
газеты в том, что реально существующие в школе формальные отношения
ненормальны – и таких писем собирается много, – это говорит о ясном
понимании учителями своих профессиональных задач.
Да что газета? Международная «Конвенция о правах ребенка» (наша страна
ее приняла) по ряду статей задает приоритет интересов ребенка над
государственными. Однако решает все один только момент: что именно
исполняют люди, работающие с детьми, – международный документ, в
который никакие «местные коррективы» вносить недопустимо, или указание
районного методиста, отродясь никаких конвенций не читавшего?
Нормальный учитель и на фоне «имитации образовательных процессов ради
ритуальной отчетности» (так нам пишут) старается научить каждого – не
ради Конвенции, конечно, но исходя из опыта: чем выше средний уровень,
чем меньше запущенных, тем здоровее атмосфера учения. Правда, делает
это параллельно и вопреки «новым требованиям» к учителям.
Когда некоторые чиновники нам говорят: ну кто там вам в газету пишет,
одни нестатусные, – это сильно проявляет их логику. Всех разделить и
сосредоточиться на сильных. И сколько бы они ни оптимизировали, ни
сливали школы (под какими бы лозунгами), им неинтересен «каждый»,
«каждая» – им подавай «статусного», пусть профессионально-этически
неприглядного.
Эта позиция, конечно, затрудняет нормальную жизнь системы образования:
если мертвое признается живым, а больное – здоровым, как же
ориентироваться?
Читатели, однако, пишут нам о необходимости возвращения исконного
смысла словам (и они находят это в газете), о «спасительной
подстраховке» слабеющей системы самими детьми и учителями (и присылают
живые истории); самостоятельно заботятся о том, чтобы ни перед кем не
захлопнулась дверь в мир высокой человеческой культуры (и делятся своим
опытом).
По нынешним временам – подвижничество.
Хранители. День простоять, еще продержаться – а придет ли подмога, бог
весть.
С одной стороны, на декабрьском заседании правительственной комиссии во
главе с Ольгой Голодец, заместителем Председателя Правительства РФ,
договорились и о масштабном исследовании влияния ЕГЭ и прочих тестов на
творческие способности детей, которое проведет Московский
психолого-педагогический университет. Говорили о конкретных мерах по
усилению художественного образования школьников. Никто не против, все
можно сделать.
Но с другой-то стороны – где те здоровые молодые кадры, которые подобно
новым клеткам в стареющем организме сообщают системе защиту и
жизнеспособность? Похоже, социальный организм их перестал вырабатывать.
Молодые учителя пишут нам в основном на тему «Пять причин, по которым я
ухожу из школы». Главная, типичная – «тут невозможно сохранить
человеческое достоинство». Свое? Ребенка? Вообще право оставаться
человеком? Важнее всего сама постановка этих вопросов.
Тексты старой
культуры
Люди по-разному находят ответы: кто читает, кто общается на
интернет-форумах, кто отправляется на гостевание в интересные школы –
потому что как смириться с тем, что «все плохо»? Где-то должно быть
хорошо, где-то есть укрепляющие верные слова о главном.
Хотя они повсюду. Вот сюрприз декабря: в Копенгагене обнаружили
неизвестную сказку Андерсена. Точнее, обнаружили давно, а в декабре
закончили экспертизу по атрибуции: настоящая. Сказку «Сальная свеча»
автор написал еще когда был школьником, а посему не внес ее ни в какие
перечни. Но вот она:
«Матерью свечи была славная маленькая овечка, а плавильный котел – ее
отцом. От матери она получила свое сияющее белоснежное тело, а от отца
– тягу к огню.
Мир не смог оценить ее. Свечу держали в пыльном чулане, грязные пальцы
оставляли на ней пятна, и ее белоснежность оказалась скрыта под грязью
окружающего мира.
Но тут она встретила Огниво, оно подошло к ней так близко и осветило
ее, и сердце Сальной Свечи растаяло. Оно взглянуло на нее пристально,
не замечая запачканной оболочки, и увидело много хорошего. Сальная
Свеча нашла свое настоящее призвание и светила еще много лет, радуя
себя и всех вокруг».
Скажете, недостаточно остросюжетно для современного человека: никто не
провалился в другое измерение, не убил кого-то, даже не обрел волшебные
дары. Просто – о том, что своим появлением и обретением призвания
всякий обязан другим, другому.
И тут нас ожидает самый главный сюрприз: современные дети эту простую
ценность разделяют!
Поскольку текст сказки удалось найти не сразу, я попросила
десятиклассников реконструировать текст по одному лишь названию. Их
сюжеты крутились вокруг очень простых истин: «Каждый день бедный поэт
подносил к ней огонек, и она согревала его мысли холодными ночами»…
«Она никогда не видела себя и ничего не знала о своей внутренней
красоте, пока кто-то не оставил на столе зеркало»… «Иногда к писателю
приходила девушка, которая сильно трепала ему нервы, она только
требовала и требовала, и когда уходила, он подолгу смотрел на свечку,
сгорающую бесстрашно и благодарно».
И так далее: мир красив благодаря ее свету, но сама она об этом не
догадывается. Предназначения не исполнишь, пока не переплавишься, не
разольешься. А без «другого» вообще ничего в этой жизни не понять.