Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ


Борисова Людмила

Образовательная ошибка 404

Ученикам требуется помощь в?грамотном освоении виртуального мира

Сегодня школьники пользуются интернетом как информативным ресурсом даже тогда, когда задания не?связаны напрямую с?работой в Сети. Но каким образом ребята находят в Сети необходимые сведения? Что?происходит с их образованием в?процессе поиска? Вьетнамский ученый Кьен Куаш Тат несколько лет наблюдал за?старшеклассниками, чтобы ответить на эти вопросы.

Прежде всего была зафиксирована вполне очевидная вещь: поиск в интернете состоит из пяти основных шагов, и каждый требует определенных умений от ученика и понимания потенциальных сложностей от учителя.
Формулировка запроса, выбор поисковой системы, сайта, нужной ссылки?– какой высокий уровень развития пресловутых универсальных учебных действий для этого необходим! Умение выделить в задаче главное, подобрать точные слова для запроса, ориентироваться в массиве информации, определять критерии отбора, соотносить найденное содержание с конкретным вопросом и требованиями учителя... Но практически никто даже не обсуждает с ребенком происходящее.
Исследователя особенно интересовал момент, когда подросток изучает выпавший ему список сайтов. Как правило, все блуждают «радиальными» маршрутами, возвращаясь от чтения ссылок к странице с результатами поискового запроса. А ищут информацию в основном так: от конкретного вопроса, когда формулировка задания просто «впечатывается» в строку, к более общему и наоборот; или же формулируют только максимально специфичные или предельно обобщенные запросы.
Чем чаще дети обращаются к поиску информации в интернете, тем больше начинают доверять определенным сайтам...
Интересно, что большинство подростков уверены, что умеют искать информацию в интернете. Им вполне хватает полученных сведений. Однако, что порой это сведения недостоверные, подростки даже и не подозревают, поскольку не умеют проверить ответ.
Если бы кто-то из учителей обсуждал с учениками принципы работы поисковой системы, выбор ссылок становился бы более осмысленным и эффективным. Кроме того, дети учились бы использовать и специальные возможности поиска: кавычки, символы, расширенный поиск.
Но исследователи признаются: даже те педагоги, которые хотели бы помочь ученикам, пока не очень понимают, как именно это следует делать, какие умения развивать, какие знания передавать.
Один из главных выводов исследования таков: несмотря на то что есть подростки, самостоятельно освоившие хитрости интернет-поиска, многие дети не могут без поддержки научиться работать с Сетью. Именно ради них школа должна придумать тренировочные упражнения, обучающие схемы. Словом, помочь ученикам в освоении виртуального мира.

Рейтинг@Mail.ru