Встретить своего учителя
Письмо человеку, который помогает понимать мир
Учить детей – дело однозначно положительное. Даже если
сознание цепляет их досадные особенности. Есть ребенок,
который каждый день опаздывает к первому уроку. Есть ученик, всегда
выбирающий задание наименьшей сложности. Или насмешник, да мало ли.
А учитель переживает. Но пока он переживает за детей –
он учитель. Нам пришло письмо от девятиклассницы московской
школы.
Сколько ни
учишься в школе, а когда встречаешься с равнодушным взглядом учителя,
пугаешься: тебя не видят! А что заденет такого учителя до глубины души?
Я думала, много всего перебрала, и книги, и фильмы, и тренинги. Но
остановилась на одном: лучше всего откровенный разговор. Странно,
правда? Ведь это то же самое, что требуется ученикам. Взаимосвязь,
значит. И вот я пишу это письмо, стараюсь быть ненавязчивой, как в
откровенном разговоре.
Вы смогли найти настоящую цель учителя: ученик и поддержка его
развития. Вы не смотрите на ребенка как на пустой объект, которому надо
вбить в голову побольше и в жизнь отпустить. Вы не думаете: если мне
дано право учить, значит, я здесь лучше всех. То есть вы не тиран, и
мне вас не жаль, как жаль других, болезненно-надменных, идущих по
лестнице в темноту, подальше от беспощадного света.
Вы на редкость правильный учитель, видите в учениках людей, они вам на
самом деле интересны, вы готовы помочь каждому именно в его проблеме. К
вам тянет.
Обычные учителя считают, что они главные на уроке и мы должны
подчиняться, как рабы, беспрекословно выполнять все требования. Им
важно прийти в класс и вдолбить материал, а если что-то рассказать, так
про то, как они мучительными днями и ночами проверяют наши тетрадки,
готовятся к урокам. Я, я, я!
Вы тонко и правильно ведете урок, и это не для слабонервных. Ученик
может не знать. Не хотеть. Не слушать. «Вправе», – считает настоящий
учитель и не трясется от каждого пол-оборота ученика.
В то же время в большинстве своем ученики не проявляют никакого
интереса к учебе. Дело в том, что учеба воспринимается как обязанность
не только ими, но и со стороны учителей, со стороны родителей. Сами
учились-мучились, теперь ваша очередь. Я не знаю, как это изменить.
На меня нет давления со стороны родителей, они не стоят надо мной, как
надзиратели, не отчитывают меня за каждый промах, и я стараюсь учиться
самостоятельно. Но вокруг другие нормы, и они подталкивают к мести.
Надо же на кого-то свою злость свалить. Злость за то, что все время
тебя заставляют и заставляют. И ты делаешь, пусть не хочешь.
Такую месть применяет ко мне старший брат. За провинность, которая
задевает его особенно, он может меня стукнуть, потому что мои родители
в свое время стукали его, постоянно ограничивали его желания. Ко мне
родители так не относятся, и он злится.
Я еще остановлюсь на примере своего брата. Когда он давит на меня,
кричит, я начинаю бояться. А дальше такая штука: он сказал, заставил,
но я это делать и не собираюсь, не хочу, чтобы он подумал, что это
отличный метод и что при помощи насилия из меня можно сделать
марионетку. Мой брат, конечно, не учитель, но такие ситуации очень
походят на школьные.
«Учитель всегда прав», – говорит обычный учитель, но я-то точно знаю,
что это не так. Это ложь для своей выгоды. Учитель старается не пускать
все на самотек, но видно же: не для пользы учеников, а потому что ему
так удобнее или потому что ему просто нравится власть. Мне кажется, я
тоже властолюбивая, поэтому остановите меня, если я соберусь идти в
учителя...
Соглашусь, двойка – это плохо, есть такое у меня в голове.
Для меня оценка – лишний повод постараться. Система оценок подталкивает
к совершенствованию, но ничему не учит, особо ничего не дает, подмечу.
Также система оценок служит всяческой манипуляции, но манипулировать
учебой не значит учить и учиться. И возникает такая ситуация: я должен
учить, чтобы написать на «5». Самая нормальная для всех ситуация. Но
неправильная. Во-первых, чтобы стать умнее, продвинуться, а уж как
следствие – «5». А так, как есть у нас, – иллюзия совершенства. Проще
говоря, самая настоящая показуха. Главное, и перед самим собой показуха.
Но вы учитель, интересующийся не оценками детей, а тем, что им нравится
делать, что они думают про тему, про задания. От вас звучит «ты
можешь», а не «должен».
На самом деле людям очень трудно доказать, что помимо методов насилия
существуют еще методы выбора. У нас с одной учительницей давний спор:
она говорит, что заставить с применением угроз – это быстрый и простой
способ добиться от человека того, что надо. Самый эргономичный. А я
говорила: что же с этим человеком будет дальше? На что она мне
рассказывала, какая у нее дочь хорошая, в каком-то престижном вузе
учится. Не договорились, в общем.
А вы учитель, который не отнимает у ученика свободу принятия решений.
Вы и сами выглядите счастливым и делаете счастливыми учеников. Ну а
перед счастьем человека ничто не остановит.
Думаю, все учителя нуждаются в этом, но никогда не изменяют традиции
быть высокомерными, чуждыми страстей. Как же, как же, им нет равных ни
в знании предмета, ни в понимании нужд учеников. Правда, я сама не
знаю, как избавиться от собственного высокомерия, постоянно приходится
кого-то «ставить на место». Но я и не учитель.
Просто все время наблюдаю за учителями. Они в первую очередь волнуются
о себе, о своей компетентности и значимости, чтобы никто не мог
усомниться ни в них, ни в их словах. Воспитывают веру в себя. Сэнcэй!
Вера эта все равно искусственная, ненастоящая. Настоящей ее сделает
только глубокий интерес к делу и к ученикам, необывательский ум,
искренний стиль.
Суммируя все сказанное, делаю вывод: мне нужен учитель, который
помогает мне правильно понимать мир и себя.