Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

УУД на марше

Школу захлестнула новая методическая мания

Разрыв между инновационными идеями реформаторов и реальной практикой учителей просто невероятный. Опыт претворения ФГОС на уроке, например, очень красноречив. В обучении учителей все свелось к спискам универсальных учебных действий, УУД, которые якобы и обеспечивают достижение нового результата.

И люди пишут:

«Вот фрагмент из конспекта современного учителя литературфы, с ним он идет в 6 класс преподавать «Левшу» Лескова:

"УУД: личностные – самоопределение. Регулятивные – целеполагание. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя) способствуют формированию УУД.
Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности. На столах учащихся находятся: листы оценки своей деятельности на уроке, листы для сбора информации по образу Левши, листы для составления кластеров и синквейнов. Итак, в роли кого мы с вами сегодня будем выступать? В роли читателя, исследователя, мыслителя. Выполняя эти роли, мы проследим, как формируется ваша жизненная позиция на примере одного произведения, одного образа... Итак, в путь!"»

Комментирует учитель литературы Сергей Волков, главный редактор журнала «Литература» нашего Издательского дома:

– Под такой язык переучивают сейчас учителей всей страны. По новому стандарту учителя должны осмыслять и планировать свою деятельность так, а не иначе. Теперь именно УУД положено в учениках формировать. Не формируешь – плохой учитель. Вот пришли вы в класс и поздоровались с детьми. Чтобы что? Раньше – чтобы поздороваться. Теперь – чтобы сформировать личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные действия. И так каждое действие урока должно быть разложено и просчитано. Не просто действия, а универсальные, учебные.

Надо задаться вопросом: что мы, учителя, делаем, зачем? И навести резкость, вспомнить человеческий язык.

…Если наводить резкость, то станет видно, что эти пресловутые УУД, расписанные три года назад Александром Асмоловым в целях прояснения психологической подоплеки учебной деятельности ребенка, совершенно неожиданным образом зажили своей жизнью, обретя методические «ноги». За классификацию схватились, как за последнюю истину, и из инструмента рефлексии она превратилась в содержание преподавания. Другой вопрос – как мы такое допускаем?

А вот любим, любим мы методички, ведь как классно:

«п.2. Развитие речевого аппарата. Учитель: разогреем речевой аппарат по папкам для беглого динамического чтения и таблицам для расширения поля зрения» – цитата из разработки для 3 класса по учебнику О.В.Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы».

Рейтинг@Mail.ru