Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Иванов Дмитрий

«Критическое мышление» – технология для любого урока

Краткий практический курс. Статья вторая

В предыдущем номере мы обратились к известной технологии обучения критическому мышлению, поскольку в ее логике заложены многие принципы, декларируемые новым ФГОС. Были описаны приемы, позволяющие на первом этапе – «Вызов» – обратиться к личному опыту ребенка, привлечь его внимание к некоторым проблемам, вызвать интерес, заинтриговать.  Следующий этап носит название «Осмысление». Прежде чем дети начнут осваивать новый материал, они должны самостоятельно понять, что уже знают в данной области. О том, как учитель организует эту работу, наш сегодняшний рассказ.

Маршрут пути к новым знаниям

Прежде чем переходить к тексту с новой информацией или к исследованию, учитель предлагает детям, во-первых, определиться, что они уже знают, и во-вторых, сформулировать, что они хотели бы узнать.  Самой наглядной может быть таблица на доске и в тетрадях с соответствующими колонками, к которым добавится третья: что я узнал. Она будет заполняться к концу работы.
Работа с первой колонкой может проводиться методом мозгового штурма и последующего обсуждения. То, что не вызывает сомнения у большинства, будет занесено именно туда. Лучше, если факты, правила, идеи ребята каким-то образом структурируют – по тем критериям, которые им кажутся логичными. Учитель помогает выявить эту логику.
Предположения и идеи, которые вызвали споры и сомнения, записываются во вторую колонку в виде вопросов. Они и станут канвой для изучения нового материала.
Если планируется исследовательская работа, обсудите с детьми, где они смогут почерпнуть необходимую информацию: в каких книгах или периодике ее взять. Интернет, конечно, дает почти неограниченные возможности поиска информации, но бывает, что нужно обратиться к определенным людям. Кто они? Как их найти? Как взять интервью? Как записать ответы, чтобы потом изложить классу или своей исследовательской группе? Эти вопросы нужно обсудить. Пускай ученики сами попытаются найти ответы, а вы только помогайте в трудных, тупиковых для них моментах, но не отвечайте на вопросы за них.

Чтение с пометками

Имея перед глазами список вопросов, ученики приступают к работе с текстом. На этом этапе можно использовать прием маркировки текста I.N.S.E.R.T. (ИНСЕРТ) – чтение с пометками. Например, для научного текста, причем без разбивки, помечая на полях абзацы и предложения значками. «V» – если прочитанное соответствует тому, что дети знают, с чем согласны; «минус» – если противоречит прежним знаниям или с чем не согласны; «плюс» – что-то новое, неожиданное; «?» – информация не понятна, хотелось бы получить более подробные сведения. Возможны сочетания знаков: (-) и (+); (-), (+) и (?). Кроме этого, ученики отдельно выписывают слова, термины, смысл которых им не ясен. Работа может занять около 15 минут. Потом для удобства каждый составляет индивидуальную таблицу, и происходит обсуждение в парах. Ребята сравнивают содержание колонок, а значит, и свое отношение к прочитанному: что стало неожиданным, непонятным, удивительным.
Теперь можно вернуться к ожидающей на доске таблице (Знаем?/Хотим узнать?/Узнали) при помощи вопросов: «Какие знания из первой графы оказались верными?», «На какие вопросы вы нашли ответы в тексте?» – эту информацию можно записать в третьей колонке. «Что вы узнали “незапланированно”?» – и тоже занести в третью колонку. Обязательно нужно отметить вопросы, на которые так и не получены ответы, и те, что могли возникнуть в ходе прочтения текста. Они станут поводом для дальнейшей работы.
Если обсуждается текст научного содержания, разговор можно сделать более содержательным при помощи вопросов: «На какие вопросы, с вашей точки зрения, отвечает автор в статье?», «На что вы обратили особое внимание?», «Какова основная мысль этого раздела (схемы, иллюстрации)?», «Что имеет в виду автор, когда говорит…?»
Можно попросить учащихся выразить основную мысль текста одной фразой; найти в тексте основные понятия и записать их в алфавитном порядке; предложить ученикам проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, карикатуры, коллажа.

Взаимообучение

Хорошо известно, что обучение другого – самый эффективный способ научиться самому. Взаимообучение происходит в группе из пяти-семи человек. У каждого есть экземпляр одного и того же текста. Ученики по очереди играют роль учителя, который после прочтения всеми одного фрагмента (про себя) должен: обобщить, кратко сформулировать основное, придумать вопрос по тексту и задать его остальным; объяснить то, что кому-то осталось неясным; дать задание на чтение следующего абзаца.
Прежде чем использовать этот прием, вы должны продемонстрировать группам, как следует действовать в роли учителя. Что означает «обобщить содержание», как можно задать содержательный вопрос по тексту.

Дневники

Этот прием полезен, когда детям нужно самостоятельно прочитать текст большого объема. Попросите учеников разделить чистую страницу пополам и записывать в левой части впечатлившие их высказывания, идеи. Причем не только то, что вызвало позитивный отклик или вопрос, но негативное впечатление, резкий протест, несогласие.
Правая сторона предназначена для комментария к идее, вопросу, фразе. То есть работая с текстом, читатели должны время от времени останавливаться и делать пометки в дневнике.
Можно предусмотреть и третий раздел, работа с которым, надо признать, потребует дополнительных усилий и затрат времени. Он отводится для «писем учителю». Примерно раз в месяц вы просите детей написать вам письмо, в котором они комментируют уроки по вашему предмету и свое в них участие. Объясняя, что такой опыт важен и для вас, и для каждого из них, вы просите описать свой опыт изучения темы, что удалось и что осталось непонятым. Они могут ответить на вопросы: «Каковы были их мысли в начале курса?», «Какие задачи они перед собой ставили?», «Ощущают ли они свой рост в чем-либо?», «С какими трудностями столкнулись?», «Что, с их точки зрения, могло бы им помочь?»
Собирать дневники можно один раз в месяц выборочно и письменно отвечать на послания. Поскольку такой обмен мнениями носит характер личной переписки, он позволит высказываться более свободно, откровенно. При этом нужно строго соблюдать конфиденциальность: не обнародовать цитаты из писем, а лишь учитывать полученную информацию, готовясь к следующим занятиям.

Рейтинг@Mail.ru