Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Холодная Марина, Леонтьева Ольга

Парадоксы детской одаренности

Психологи считают: называть растущего человека одаренным так же опасно, как и вешать на ребенка ярлык бездарности

В современном мире важнейшим ресурсом для развития и процветания общества являются не территории, не сырье и даже не производство, а человеческий фактор, поэтому в разных странах особое внимание уделяется исследованию одаренности. Однако ни в одной развитой стране не организуется специальная работа с одаренными детьми. Почему? Потому что такие шаги неизбежно приводят к селекции школьников и дискриминации огромного количества детей, уверена Марина Холодная – доктор психологических наук, профессор, лауреат премий Президента РФ в области образования и федеральной программы «Одаренные дети». 

 Я  едва успела зайти в кабинет заведующей лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов Института психологии РАН Марины Холодной, как передо мной были разложены бумаги и документы и Марина Александровна начала говорить.


Марина Холодная. Отрицать необходимость развития и поддержки молодых талантов в современных условиях невозможно – это стратегическая задача любого государства. Однако у нас правильная идея чуть было не превратилась в «бомбу не замедленного действия».

Кратко о предыстории вопроса. Летом 2011 года рабочая группа под руководством помощника президента РФ Аркадия Дворковича приступила к разработке проекта концепции «интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему». В марте 2012 г. проекты «Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» и «Комплекса мер» по ее реализации поступили на обсуждение в Общественную палату РФ. Оба документа (их авторы не были указаны) вызвали резкую критику со стороны большинства присутствовавших специалистов, поскольку в них имели место не просто ошибочные, а катастрофические для общества формулировки (предложение о законодательном закреплении понятия «одаренность», навязывание идеи социальной селекции в виде «отбора одаренных детей», попытка связать зарплаты учителей с количеством одаренных в классах и т.п.).

Эксперты палаты были вынуждены подготовить и направить в правительство альтернативные варианты и «Концепции…», и «Комплекса мер». В итоге Д. Медведев подписал новые тексты этих проектов, вполне корректные с точки зрения научных требований и практических реалий.

Отличие проекта и итогового официального текста «Концепции…» кардинальное и очень важное. В первом признавался факт наличия одаренности у части детей; как следствие – поиск (отбор) «одаренных детей» и их всевозможная поддержка, в том числе финансовая, в ущерб другим, менее одаренным детям. В подписанном Президентом тексте «Концепции…» первой (и главной!) строчкой записано: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность», – что принципиально изменяет отношение ко всем остальным выводам: говорить можно лишь о признаках детской одаренности, причем найти их можно (и необходимо!) у каждого растущего человека; поддерживать одних в ущерб другим опасно и преступно, потому что такими действиями мы можем разрушить будущее наших детей.

Ольга Леонтьева. Но как это могло случиться Почему появились проекты столь серьезных документов с таким неадекватным содержанием?

М.Х. Государственные документы, затрагивающие интересы всего общества, готовились анонимно, без подключения экспертного сообщества, были проигнорированы результаты фундаментальных научных исследований в области психологии детства и одаренности. Поэтому начну наш разговор с определения понятий. Где проходит граница между специальными способностями – одаренностью – талантом – гениальностью? Это не идентичные явления.

 Высокий уровень отдельных способностей далеко не всегда свидетельствует о наличии одаренности. Например, вундеркинды («чудо-дети», которых отличает раннее проявление специальных способностей – таких как счет, чтение, абсолютный слух и т.д.), как правило, теряют свои способности в школьном возрасте с весьма драматическими последствиями (синдром «бывшего вундеркинда»). Описаны многочисленные случаи детей с высоким IQ, которые не способны к обучению в школе: по статистике, в западных странах 15-45% отчисленных за неуспеваемость старшеклассников имели IQ выше 130 баллов. Наконец, известны случаи патологической одаренности (например, уникальная память у имбецила).

Об одаренности мы можем говорить, когда ребенок обнаруживает выраженный устойчивый интерес к определенному виду деятельности («нравится») и успешность в выполнении этого вида деятельности («умеет»). Например: признаки математической одаренности – увлеченность математикой и высокое качество усвоения курса школьной математики в сочетании с элементами самостоятельного творчества в области математики.

О таланте мы говорим, когда ребенок демонстрирует высокие реальные достижения в определенной области деятельности, которые высоко оцениваются экспертами (художник отмечает необычные цветовые решения в рисунках дошкольника, музыкант – особый стиль музыкального исполнения подростка, ученый – интересные идеи в докладе по истории у старшеклассника и т.д.).

Гений – это человек, создавший принципиально новый, объективно значимый и социально признанный продукт, изменивший уклад жизни человечества (в музыке, математике, политике и т.д.).

О.Л. К сожалению, остается непонимание принципиальных отличий между этими терминами. Тем не менее от работы с одаренными детьми в нашей стране не отказались. Привыкли? Не понимают опасности этого словосочетания? Не видят смысла в корректировке своих слов и действий?

М.Х. В своих альтернативных текстах «Концепции…» и «Комплекса мер» мы предложили на уровне государственных документов отказаться от понятия «одаренный ребенок», поскольку, как это ни парадоксально, в этом словосочетании заложен огромный потенциал социальной агрессии (если есть одаренные, то есть и неодаренные, или бездарные, дети).

С научной точки зрения вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности», для социума более приемлемым является понятие «мотивированные и способные дети». В государственных документах следует употреблять наиболее нейтральный термин «молодые таланты». Что произойдет, если эта рекомендация не будет учтена? Привожу конкретный пример. В октябре 2012 года в Челябинской области пройдет II Межрегиональная научно-практическая конференция на тему «Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей в Челябинской области». То есть местные чиновники от образования намерены поделить всех своих детей на перспективных и неперспективных (дальше, видимо, будут делить на полноценных и неполноценных с соответствующими оргвыводами). Мы обязаны прекратить селекцию школьников (и тем более дошкольников!) на одаренных и неодаренных, талантливых и бесталанных.

О.Л. Однако приходится констатировать: в России скорее вернут «Концепции…» прежний вид, чем реально откажутся от селективного подхода. Для нас, к несчастью, важнее единичные победы (на олимпиадах для учащихся по разным предметам, на конкурсах для юных дарований), а не трудно демонстрируемая поддержка каждого (читай – разнообразного, не подлежащего сравнению) молодого дарования.

М.Х. А вот здесь снова возникает ряд научных проблем. Во-первых, каковы критерии одаренности? Дело в том, что одаренность нельзя сводить к одному показателю и тем более к IQ (или уровню интеллекта). Ее невозможно измерить и на основании этого построить прогноз даже на один месяц. Таким образом, высокий уровень проявления отдельных способностей не является признаком одаренности, потому что одаренность – системное качество психики. Самый надежный признак одаренности – это реальные достижения детей, которыми ребенок вполне может гордиться: сделал доклад, провел исследование, сыграл роль в школьном спектакле, написал стихотворение, обыграл в шахматы всех одноклассников и т.д. Эти достижения (пусть маленькие и в самых разных сферах!) можно назвать одним из важных признаков одаренности. Но даже и эти достижения – всего лишь признак возможной одаренности! Во-вторых, следует учитывать непростую динамику проявлений одаренности в детском возрасте. Представьте себе одну из самых распространенных ситуаций. Педагог говорит родителям ребенка, что их ребенок – одаренный, а через год их сын или дочка перестает заниматься делом, в котором была отмечена одаренность. Угасание одаренности – самое обычное явление в детском возрасте. Что должны делать родители: заставлять ребенка заниматься делом, в котором он когда-то проявил признаки одаренности, а его назвали одаренным? Что почувствует ребенок, который никакого дара в этой области у себя уже не замечает? Что изменится в детских отношениях, когда его «дар» пропадет?

Существует эффект инверсии одаренности: не каждый одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого и не каждый одаренный взрослый проявлял в детстве признаки одаренности. Учителям нужно постоянно помнить об этом. Методик для массового выявления одаренных детей в психологии на данный момент не существует.

О.Л. По-моему, и талантливыми, и способными называть можно всех детей – они такие разные! Детские таланты трудно увидеть и понять, но какое счастье испытывают и учитель, и ребенок, когда личный талант будет проявлен и замечен ребенком, одноклассниками, родителями! Для хорошего учителя все дети талантливы и способны.

М.Х. Совершенно с вами согласна. Учителя на основе своей профессиональной интуиции и реального опыта общения с детьми прекрасно понимают, что нельзя раз и навсегда разделить детей на «одаренных» и «неодаренных».

О.Л. Обычная школа развивает и проверяет не любые виды одаренности, а интеллект. Самыми успешными считаются дети, которые легко выполняют тесты, проверяющие память, и точно воспроизводят объяснение учителя. Интересно, может ли одаренный взрослый вырасти из мальчишки, демонстративно шумного на каждом уроке? Или из тихо сидящей на последней парте девочки? Или из отличника, которого не любят одноклассники?

М.Х. Признаки одаренности могут обнаружиться у любого ребенка, все зависит от множества факторов, включая фактор случая. Одаренные взрослые отмечают, что в детстве часто меняли свои увлечения. Для них типичны такие истории: «В детстве любил и ботанику, и математику, но уроки биологии были скучными, неинтересными, а учитель математики очень необычно преподавал этот предмет, я увлекся, и математика стала делом всей моей жизни». Иными словами, одаренность всегда связана с индивидуальной спецификой психического развития: Моцарт в три года писал симфонии, но читать научился только в шесть лет; Эйнштейн в подростковом возрасте был отстающим учеником, которого выгнали из школы за неуспеваемость, однако у него ярко проявилась интеллектуальная одаренность в юношеском возрасте и т.д.

Рейтинг@Mail.ru