Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Иванов Дмитрий

«Критическое мышление» – технология для любого урока!

Краткий практический курс. Статья первая

Работа по стандартам нового поколения становится в школах повседневной практикой. При этом новый инструментарий, которым должен пользоваться учитель, зачастую остается его собственной проблемой. Поэтому мы решили обратить ваше внимание на технологию развития критического мышления, которая развивает у детей многие компетенции, перечисленные в стандарте, и которой отдельные российские учителя успешно пользуются почти два десятка лет. Занятие, построенное по этой технологии, состоит из основных этапов: вызов, осмысление, размышление. В ближайших номерах мы последовательно рассмотрим особенности, задачи и приемы каждого этапа. 

Почему мышление — критическое?

Способ работы с информацией в этой технологии подталкивает ребенка к тому, чтобы не «заглатывать» предписанное количество информации, а с интересом разбираться в сути вопроса, привлекать собственный опыт, прислушиваться к суждению других, отстаивать свою позицию, постигать логику рассуждений, ничего не принимая на веру, формулировать свое мнение. Одним словом, текст параграфа, сказка, исторический документ становятся не информационным продуктом, а исходной точкой, от которой только начинается мыслительная работа.
Благодаря этому работа в логике критического мышления позволяет детям наращивать компетенции, связанные с разными областями мышления и деятельности. Ученикам открывается возможность анализировать и сравнивать, обобщать и проводить аналогии, классифицировать и делать выводы, определять причину и следствие. Также дети постоянно совершенствуют коммуникативные навыки: умение аргументированно спорить, формулировать вопросы, согласовывать позиции, представлять свое мнение на разную аудиторию. И что особенно ценно, технология дает простор для деятельностных умений, ведь ученики активно участвуют в определении целей, планировании, оценивании результатов, рефлексии. Они осваивают искусство сочетания индивидуальной и групповой работы, учатся прогнозировать и оценивать ресурсы.


Стадия «Вызов»

Без удивления, любопытства процесс познания становится унылым и малоэффективным. Кому интересно изучать конденсацию? А вот если задаться вопросом: почему летним утром трава покрыта росой – поиски ответа могут стать настоящим интеллектуальным приключением. Первая стадия работы над темой – создание мотивации к ее изучению. Дети сами определяют, что им необходимо освоить для ответа на заинтересовавший вопрос. Поэтому начинаем разговор с обсуждения: что вы уже знаете об этом? что вы ожидали или хотели узнать? почему вы считаете, что это нужно знать?
Очень важно, чтобы путь к новому знанию ребенок проделал сам. Для этого ему нужно строить предположения, высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться и быть исправленным учителем. Среди равных проще высказываться, поэтому нужно активно использовать групповые обсуждения. Существенная деталь: все высказывания фиксируются учителем на доске или листах бумаги, любое из них будет важным для дальнейшей работы.
Разрабатывая план работы с текстом, нужно быть готовым от него отказаться, гибко реагируя на развитие дискуссии в классе, изменяя вопросы в зависимости от детских ответов. Привлекайте к ответам всех учеников, особенно застенчивых, давайте им достаточное время, чтобы они могли продумать свои ответы.


Подбор и подготовка текстов

Основное условие: текст должен давать простор для неоднозначного прочтения, интерпретации. Желательно, чтобы в нем ярко выражалась позиция автора. Чем он сложнее, тем с большей пользой для учеников может быть организован процесс понимания.
Учителю придется проделать немалую работу, подбирая такой текст. Критерием отбора могут быть вопросы: почему я хочу, чтобы мои ученики прочитали этот материал? Ставятся ли здесь социальные, научные, этические, психологические проблемы или вопросы? Что, по моему мнению, дети смогут понять, когда прочитают этот текст? Почему я считаю, что любой вариант понимания содержания этого текста может быть полезным, важным для их жизни? Какие впечатления, эмоции смогут они получить в процессе чтения или просмотра фильма, которыми они могли бы поделиться со своими сверстниками?

Деление текста на части

Чтобы вызвать интерес, заинтриговать учеников, текст можно разделить на части. И прочитав только первую, спросить: как они думают, что произойдет дальше или о каких закономерностях (если материал научный) пойдет речь?
При делении надо учитывать несколько правил. Не бывает правильных или неправильных границ деления. Попытайтесь найти в тексте места, которые, с вашей точки зрения, могут возбуждать интерес к дальнейшему чтению, к созданию собственных версий продолжения. Первоначальное деление можно всегда изменить, если на занятии открылись более интересные варианты. Не делите текст на слишком много частей: важно сохранять развитие содержания.


Вопросы для учеников

Вопросы учителя создают «партитуру» всего занятия, определяют его ход: провоцируют традиционное заучивание либо направляют мысль ребенка к исследованию, побуждают к порождению собственных смыслов. Кстати, анализ аудиозаписи урока может стать действенным инструментом самодиагностики: каких вопросов я задаю больше всего? к чему они побуждают детей?
Помимо формальных, которые звучали в школе веками: как называется... дайте определение… в каком году… где находится – в арсенале педагога, развивающего критическое мышление, должно быть еще несколько типов вопросов. Чтобы ребенок начал анализировать, например, художественный текст, его можно спросить: «О чем этот рассказ? Как ты думаешь, что случится дальше?», «Что могло бы произойти, если бы главный герой не совершил этого поступка?» – и попросить обосновать ответы, привести доказательства своего варианта.
Обнаружить связь между идеями, ценностями, целями и поступками (которую в собственной жизни дети далеко не всегда удерживают) помогут вопросы на интерпретацию: «Почему, по вашему мнению, трагическое событие с главным персонажем произошло именно сейчас?», «Почему он решился на такой поступок? Зачем это сделал?»
Вопросы на сравнение и обобщение применимы и к художественному, и к научному тексту. В поиске обоснованных ответов дети постепенно научатся определять критерии и основания сравнения, анализировать совокупность причин при обобщении.
Столь же универсальны вопросы на определение значений и смысла слов, терминов. Причем работа с художественным текстом дает простор для обращения к собственным ценностям и опыту: «Какой смысл ты вкладываешь в слова “совесть”, “ответственность”, “доверие”?»
В новой школе становится очень важным умение действовать самостоятельно: планировать, достигать результата, оценивать его. В качестве «учебного пособия» можно использовать героев текста: «Что должен сделать персонаж для достижения поставленной цели?» или «Что бы стали делать вы сами на его месте?», «Что он должен сделать в первую очередь?» В то же время можно ставить и вопросы к собственной деятельности, происходящей здесь и сейчас: «С чего начнем поиски ответа на вопрос? Какие ресурсы тебе нужны?»
Постепенно развивать способности к рефлексии помогут примерно такие вопросы: «Как ты считаешь, тебе свойственны черты характера, которые есть у главного героя?», «В этой ситуации ты поступил бы так же?», «Для тебя ответственность означает то же самое, что и для этого персонажа?» На эту же педагогическую задачу будут работать и вопросы, помогающие детям осознать свои чувства, переживания, эмоции, которые они испытали при чтении текста.



Собственный опыт
 

В качестве иллюстрации мы предлагаем вам дневниковые заметки учителя, давно использующего приемы работы с текстом и в устах которого холодноватое слово «технология» превращается в искусство разговора с детьми на самые деликатные темы, с приглашением писателя в качестве собеседника.

Была в моей учительской судьбе такая история. Нас с мужем пригласили на деревенскую свадьбу. Там же была девочка из моего класса, с родителями и с молодым человеком намного старше ее. Вела она себя, мягко скажем, вольно, это тревожило меня. Я поделилась своими страхами с мамой девочки, но она только отмахнулась: «Не обращайте внимания, она давно с ним хороводится…»
Наутро я заметила, что девочка моя посматривает на меня с тревогой, очевидно, ожидая нагоняя. Но я тогда смалодушничала, а вернее, побоялась не найти нужных слов, которые бы и не обидели, и до сердца дошли. Вместо этого я сунула ей в руки рассказ Валентина Распутина «Женский разговор». На другой день она молча положила его на мой рабочий стол. Я к этой теме больше не возвращалась, она, казалось, тоже не придала этому значения. Забегая вперед, скажу, что жизнь этой девочки все-таки вошла в спокойное русло, а когда я уже учила ее дочку, она однажды подошла ко мне после родительского собрания и спросила: «Помните, вы тогда рассказ мне давали… Он у вас жив? Хочу дочке почитать… Большая уже…»
Этот короткий разговор и послужил причиной того, что каждый год я стала читать со своими ребятами рассказ Валентина Распутина «Женский разговор». Вернее, только с девочками.
Предвидя вполне законное любопытство по поводу того, почему я отпустила домой мальчиков, я говорю, что мы будем читать рассказ «Женский разговор», поэтому и хочу, чтобы этот разговор остался между нами… Улыбаются в ответ, некоторые опускают смущенно глаза, некоторые смотрят открыто, даже с вызовом.
Затевать такой разговор страшновато, вспоминаются сомнения героини рассказа (считай, авторские сомнения): «Она умолкла: продолжать–не продолжать? Но рядом совсем было то, что могла она сказать, искать не надо. Пусть слышит девчонка – кто еще ей об этом скажет».
И тогда, окинув взглядом притихшую аудиторию, я рассказываю им ту давнюю историю, случившуюся на свадьбе. А потом спрашиваю:

– Поговорим? О чем в рассказе с таким названием повествует автор, как вы думаете?

Ответы получаю вполне прогнозируемые:

– Разговаривают женщины…
– Где?
– На улице или в транспорте...
– А может, одна зашла к другой за солью и стоят треплются…
– Какова тема их разговора? О чем чаще всего говорят женщины?
– О погоде или о тряпках…
– Или какой-нибудь сериал обсуждают…
– Может, на мужей жалуются, если у которой пьет…
– А о любви они могут говорить?
– Какая любовь, они же замужем…
– А я этого не говорила… Посмотрите внимательно на цепочку слов, которые я написала на доске (снимаю укрытие): бабушка, тихоомутная, грех, искриночка, война, письмо, внученька.

Прогнозы частично приближаются к теме, многие приходят к пониманию, что бабушка рассказывает внучке о вой­не, о том, как муж называл ее искриночкой. Пытаясь связать слова «письмо» и «грех», одна девочка говорит, что дед на войне согрешил и признался об этом бабушке в письме. Остальные никак не соглашаются. Слово «тихоомутная» почему-то до поры до времени вообще не вызывает отклика. Когда я спрашиваю о значении слова и о том, как оно характеризует человека, они вспоминают известную пословицу «В тихом омуте черти водятся» и говорят, что это именно такой человек на самом деле может совершить грех.

Валентина ГУСЕВА


Рейтинг@Mail.ru