Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

НА ПОЛЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ


Анохина Наталья

Профессиональная самопрезентация: как создать свой творческий портрет в Сети

Прежде чем приступать к техническим вопросам, нужно задать несколько вопросов самому себе

Разные люди по-разному себя позиционируют, создают свой образ вольно или невольно, и так было всегда. «Образ учителя» – очень старая тема. Как выглядеть, что говорить, чем заниматься – дело не только его личных предпочтений, но и требование профессии, в которой представление о человеке решает очень многое в его трудовой биографии. Сегодня тема самопрезентации обрела технологические формы, образ учителя – это уже не аура и репутация, а конкретный продукт. От учителя (то же – и от школы) требуют его наличия. Значит, кто-то как-то этот продукт должен изготовить. Кто и как  

Материализация образа

Кажется, первая проблема – оплатить фотографа, web-дизайнера, специалиста в области PR, потому что сделать самопрезентацию качественно и эстетично не каждому по карману (в том числе школе). Либо все это надо уметь делать самому.
Анализ школьных и учительских сайтов четко фиксирует именно проблему возможностей. Яркие, раскрученные, активно посещаемые сайты – у ярких учителей и признанных школ. Например, многоуровневые самопрезентации учителей с разнообразными данными и ссылками на проекты представлены в екатеринбургской гимназии «Корифей», там же – одна из лучших самопрезентаций российского учителя Марии Владимировны Калужской – http://www.koriphey.ru/who_s_who/id00000000045/. Или сайт московского физико-математического лицея «Вторая школа» (http://sch2.ru/). Или сайт школы Ямбурга. А если искать опыт составления учительской самопрезентации, то на сайте Всероссийского конкурса «Учитель года» – http://ru-teacher.ru/teachers-profiles , там же ссылки на личные сайты участников.
И вот это вращение в круге «успех–сайт–успех преумноженный» мы наблюдаем и в международном масштабе. Еще до опубликования рейтинга «100 лучших вузов мира», в котором Массачусетский технологический институт в первой десятке (а уровень академической репутации оценивался на основании данных глобального экспертного опроса), лидерство этого образовательного учреждения можно было предсказать на основании исследования сайтов образовательных учреждений в разных странах мира. У Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) самая профессиональная презентация. Интересна коллективная фотография сотрудников, их самопрезентации, где даны биографические справки, контакты и гиперссылки на личные сайты. На своих сайтах сотрудники представляют биографические и контактные данные, перечисляют исследования, в которых они принимали участие, выставляют свои публикации, проекты, например, очень интересен сайт архитектора и дизайнера, профессора Neri Oxman!
То есть срабатывает сразу все: и статус, и владение наиболее современными образовательными и PR-технологиями, и наличие значительных материальных, технических ресурсов и квалифицированных кадров.

Кто не попал или не успел

Надо ли соревноваться с лидерами? Почему «осайтиваться» должны все поголовно? Ведь главный вопрос – зачем нужен сайт. Наука объясняет: самопрезентация (self-presentation) служит для представления себя другим. Специфика представления себя в профессиональных целях заключается в том, что самопрезентация применяется в процессе отбора, найма и карьерного продвижения специалиста. Самопрезентант представляет себя другим профессионалам или клиентам.
Тогда ответим на вопрос: насколько важно для российского учителя представить себя в профессиональных целях в глобальных сетях? И для какого учителя? А для школы? И для какой школы?
К сожалению, администрация большинства учреждений ориентируется только на один вид эффективности – экономическую эффективность. Но бесплатно или дешево не значит эффективно. Дешевая и низкопробная самопрезентация может уничтожить ваш образ в глазах коллег и учеников. По этическим соображениям не буду давать ссылку на школьный сайт, созданный тремя старшеклассниками. Они представили все данные об учреждении, документы, фотографии, затем получили хорошие отзывы вышестоящих органов, но… раздел «руководство» выглядит так: администрация, директор, награды директора; сам директор, Заслуженный учитель, представлен некорректно; отдельный казус – гипер­ссылка «Подробно про награды»: они могли быть представлены не в виде списка из 20 пунктов, а в виде отсканированных, красиво размещенных изображений. Что уж говорить о том, что разглашены его личные данные, включая домашний адрес. Все-таки сайт – это не детская самодеятельность, не стенгазета, а элемент серьезной маркетинговой деятельности школы. Желательно более серьезно относиться к его созданию и наполнению.
В то же время сайтами школ и личными сайтами не исчерпываются возможности, имеющиеся для самопрезентации в киберпространстве. Электронное портфолио, блог, личные странички в соцсетях – ничто не мешает педагогу самостоятельно заниматься профессиональной самопрезентацией в интернете. А научиться выставлять фотографии и видеоролики не так уж трудно. Было бы что сказать!

Семь шагов

Итак, если у учителя отсутствует возможность воспользоваться услугами профессионалов, он может попробовать сделать персональную страницу на сайте школы с помощью администрации (с привлечением внебюджетных источников финансирования) либо создать творческий коллектив из наиболее подготовленных коллег по школе или единомышленников из разных организаций (из социальных сетей тоже), чтобы решить данную проблему. Наконец, может заняться самообразованием и сделать собственную самопрезентацию самостоятельно. На самом деле все не так уж сложно, а если посмотреть блоги, которые учителя ведут годами, например, в Живом журнале, – то архипросто: автоматический формуляр, где сведения о себе, девиз, список сообществ и друзей, фото и ролики, «верхний пост» – а потом дневниковая лента записей.
От нуля до создания продукта несколько ступенек. Причем первые три, самые важные, – рефлексивные, никакая техника не нужна, только самоанализ.

1. Четко представьте себе цель самопрезентации. Что вы хотите рассказать о себе, кому? Как вы можете реально продемонстрировать свой профессионализм? Кстати, каковы критерии профессионализма в вашем деле? Что вы считаете результатом вашей профессиональной деятельности?

2. Изучите опыт лучших в вашем деле. Подумайте: кто для вас является педагогическим авторитетом в мире, в России, в регионе? Что вам подходит в качестве примера, а чего вы не будете делать никогда? Учитывайте свою индивидуальность!

3. Не стесняйтесь создавать свой положительный образ, на то и самопрезентация, чтобы продемонстрировать окружающим свои самые сильные стороны. Но не переусердствуйте, излишнее самовосхваление может вызвать неприязнь.

4. За работу! Лучше идти по плану-графику, уже имея в голове общее представление о результате.

5. Покажите самопрезентацию людям, которым вы доверяете, друзьям и коллегам. Спросите, какое впечатление она производит, учтите их советы и замечания.

6. Разместите ее в интернете и будьте готовы к разным отзывам. Постарайтесь отнестись к ним уважительно и критично.

7. Не забывайте обновлять страницу и дополнять новые сюжеты!

Если самопрезентация рефлексивный продукт, она стимулирует профессиональный рост.

Рейтинг@Mail.ru