Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ


Дашковская Ольга

Учение, конечно, свет, но электричество надо экономить...

Не обернутся ли меры по энергосбережению в школах и вузах только лишней тратой нервов?

Уходя, тушите свет

Тема энергосбережения относительно новая для России и без преувеличения – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Если многие страны, включая США, начали экономить ресурсы еще в 70-х годах, то мы только приступаем к решению этой задачи.
По данным Минобрнауки, российские школы тратят на коммунальные услуги около 1 млн рублей в год, а вузы – от 1 млн до 200 млн рублей в год.

Буква закона

В ноябре 2009 г. был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», согласно которому образовательные учреждения должны снизить энергозатраты на 15% до конца 2014 г. года (при том что потенциал энергосбережения, по подсчетам специалистов, выше – около 40–45%).
Кроме того, данный закон обязывает школы и вузы до 31 декабря 2012 года получить энергопаспорта.
Энергопаспорт – это документ, содержащий данные о потреблении в здании электроэнергии, которая расходуется на освещение, отопление, кондиционирование, подогрев воды, другие нужды, а также план повышения эффективности по использованию энергоресурсов.
Документ оформляется после проведения так называемого энергоаудита – обследования здания специалистами, которые обязаны представить объективный отчет о реальном состоянии энергохозяйства данной организации, выявить причины нерациональных затрат, разработать комплексную программу в области энергоэффективности и оценить ее примерную стоимость.

Зачем это нужно

«Еще одна бумажка, – подумаете вы. – Мало ли их от школ требуют?» На самом деле, как планировалось, энергопаспорт должен стать первой ступенью энергосервиса, т.е. работ, направленных на уменьшение потребления энергии.
Во всем мире с этой целью заключается энергосервисный договор с соответствующей компанией, которая осуществляет комплекс необходимых мероприятий.
Например, в школе это установка современных приборов учета (воды, электроэнергии, газа и т.д.); замена окон на пластиковые стеклопакеты; установка светодиодных ламп, которая может дать до 60% экономии средств, и другие меры.
Кстати, согласно закону, если в результате установки нового оборудования и других мероприятий не происходит запланированное по договору снижение объема потребления энергоресурсов, исполнитель не вправе претендовать на вознаграждение.
Идеи в целом правильные, но, как выясняется, с их реализацией на практике могут возникнуть серьезные проблемы.
Об этом шла речь на недавней пресс-конференции в «РИА Новости».

Суровые реалии

Начнем с того, что оформление энергопаспорта стоит денег – в масштабах школы немалых: примерно 50–60 тыс. рублей, которые необходимо изыскать в бюджете ОУ.
В то же время рынок энергоаудита только формируется, на нем действует около 5000 компаний, из них не более 10% – профессионалы, имеющие определенный опыт работы в данной сфере.
По словам заместителя генерального директора «Центр энергоэффективности РАО ЕЭС» Тамары Меребашвили, сегодня многие компании «штампуют» типовые энергопаспорта для школ без предварительного энергоаудита и без учета их специфики.
Стоят такие услуги недорого, что повышает их привлекательность.
И хотя специалисты призывают руководителей ОУ не экономить на этих расходах, пресловутый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заставляет отдавать предпочтение тем организациям, которые оказывают наиболее дешевые и – как следствие – некачественные услуги.
Вторая проблема – заключение энергосервисных договоров, которые пока еще не получили широкого распространения, а если говорить начистоту – находятся на стадии апробации: в пилотном проекте участвует лишь несколько школ и вузов. Подробности пока не оглашаются, поскольку здесь много нерешенных юридических вопросов, связанных прежде всего с оплатой услуг энергосервисной компании,
Третья проблема – наличие в ОУ специалистов, отвечающих за энергосбережение.
Как пояснил В.Фролов, поскольку такие ставки штатным расписанием не предусмотрены, дополнительная нагрузка ляжет на плечи кого-то из педагогов (скорее всего учителя физики).
Предполагается, что деньги, сэкономленные на энергопотреблении, пойдут в фонд оплаты труда и по усмотрению директора школы могут быть использованы для поощрения сотрудника.

Спасение утопающих

В общем, введение энергопаспортов вызывает больше вопросов, чем ответов. Причем сами по себе эти документы, как утверждают специалисты, не являются панацеей. Необходим комплекс мероприятий по энергосбережению.
По словам Т.Меребашвили, «энергопаспорт лишь фиксирует объемы энергопотребления и мероприятия по их сокращению, но если в школе или в вузе не проведен качественный энергоаудит, не установлены приборы учета и не заключен энергосервисный договор, то нововведение может оказаться профанацией».
Очевидно, так и случится. Кстати, неполучение энергопаспорта в установленные сроки (то есть, напомним, до конца текущего года) обернется для ОУ весомыми штрафами: 250 тыс. рублей для организаций и 5 тыс. рублей для руководителей.
Разговоры о снижении штрафных санкций пока еще только ведутся, и неизвестно, чем закончатся.
Возникает вопрос: как будут выходить из положения сельские школы?
По словам В.Фролова, «все сельские школы осуществляют энергоаудит в рамках муниципальных программ энергосбережения, соответственно местные власти должны заложить в бюджет деньги на энергоэффективность».
 А если денег в бюджете не будет?
В общем, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и школам придется самим латать дыры в своих помещениях и оплачивать все издержки.
А благое начинание под названием «энергопаспорт» обернется для школ и вузов увеличением числа отчетов, проверок, финансовых затрат и, что самое обидное, не решит главной задачи – экономии энергоресурсов.

Рейтинг@Mail.ru