Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Витковский Анатолий, Рынкевич Ирина

Все начинается с «Азбуки полезных дел»!

Чем может помочь школе молодежная организация

Воспитывает не только школа, но и общество. Хорошо,?если вместе, а не параллельно. Многие школы открывают двери для добровольных помощников, и?«ПС» писала о калмыцкой Ассоциации детей и подростков «Хамдан» – примере успешного взаимодействия школьной и?общественной организаций.
Поговорим сегодня о карельской практике сотрудничества школьных и внешкольных педагогов.

Условия для социально активной деятельности 

С 2005 года в Петрозаводске на базе школ силами общественной организации Юниорский союз «Дорога» реализуется программа «Первый шаг в общество». Общественная организация имеет навык работы с детьми в неформальной обстановке, а учреждение обеспечивает методическое сопровождение. Основные цели программы: приобщение ребят к общественной деятельности, формирование активной позиции, выявление и воспитание лидеров. «Сейчас в молодежной среде мы часто сталкиваемся с инфантильными и эгоцентричными установками, когда молодые люди во всем рассчитывают на родителей либо живут по принципу «каждый сам за себя», – говорит первый координатор программы Наталья Никулина. – За редким исключением не задумываются о том, какой вклад они могли бы внести в общественную жизнь, что и каким образом они могут изменить в обществе. Мы же хотели помочь ребятам реализовать себя в социально-активной деятельности.
Начинали с того, что написали программу и провели семинар для школьных педагогов. Присутствовало человек десять. Большинство говорили: зачем нам это. Но у тех, кто все-таки решил попробовать, отношение к программе довольно быстро начало меняться: дети заинтересовались, дело пошло как бы само собой».

Если структура содержательна

«Первый шаг в общество» – это программа системной работы, направленной на развитие у младших школьников базовых навыков организации и совместной реализации общественно полезных дел. Участвующие в программе классы делятся на команды по пять человек, в каждой «пятерке» есть дежурный командир, который меняется еженедельно, и у всех детей есть возможность попробовать себя в роли лидера, причем не раз. «Пятерками» ребята выполняют задания. Эти задания устроены особым образом. Они нацелены на то, чтобы ребята учились видеть окружающий мир в самых разных его проявлениях и менять этот мир к лучшему. Причем для их выполнения нужна минимальная помощь педагогов. Задания даются в увлекательной форме, как правило игровой, либо – в формате конкурса.
Пример. Первое мероприятие называется «Азбука полезных дел». Надо придумать название команды, затем «заработать» каждую букву в этом названии. Чтобы заслужить букву, надо сделать доброе дело, в названии которого тоже есть эта буква, сфотографировать результаты (или процесс) своего труда и вывесить в специальной группе в социальной сети «ВКонтакте».

«Таким образом, мы стремимся создать такую ситуацию, где бы у ребят родился собственный позыв к действию», – поясняет Наталья Никулина.

Или конкурс «Тэффик» – это изготовление забавных видеороликов в стиле «Ералаш». Здесь важен процесс. Сначала ребята обсуждают проблемы, которые есть в их школе или классе, затем, сосредоточившись на какой-то проблеме, пишут несколько сценариев, обсуждают, выбирают, потом снимают. Все делают сами.

«Командный квест» был стилизован под фильм «Аватар». На планете Пандора надо было пройти 12 станций. Задания на стациях требовали разных навыков, чтобы у каждого члена «пятерки» была возможность проявить себя, и слаженности всей команды. На каждой успешно пройденной станции команда получала веревочку. В конце соревнований, связав все полученные отрезки в единую веревку с крючком на конце, команда доставала себе приз. Чем длиннее веревка, тем более ценный приз можно было достать.

Значимость отдельных заданий оказывается различной для разных детей. Кому-то больше хочется участвовать в интеллектуальном турнире, для кого-то интереснее пройти испытания, где требуются ловкость и сноровка.

Педагогическое сопровождение

Поскольку всякая продуктивная деятельность состоит из разных этапов, имеющих свою специфику, в программе предусмотрено регулярное проведение рефлексии с участием педагога. «Во время рефлексии мы стараемся построить разговор так, чтобы ребята сами сделали выводы о том, что у них получается, а что?– нет, – подчеркивает Никулина. – Допустим, дети что-то хотели сделать и не сделали. Почему нам не удалось выполнить задуманное? И, оказывается, что, например, «мы не записали себе, что все должны прийти в определенное место в определенное время». И значит – «нам надо вывесить на школьном стенде специальный лист бумаги, где мы будем обозначать предстоящие шаги». А в другой «пятерке» дело не выгорело, потому что ребята не сумели вовремя распределить роли, кто за что отвечает, либо потому что большинство членов команды вели себя слишком пассивно. В последнем случае взрослому важно обратить внимание ребят на то, что их потенциал не до конца реализован: а что ты сделал, что мог бы сделать? Когда разговор строится в таком рефлексивном ключе, ребята до многого доходят сами, в том числе учатся самостоятельно оценивать собственный вклад в работу и действия своих товарищей, учатся высказывать друг другу критические замечания по делу: «что же ты ушел и никого не предупредил?». Это ведь простые технологии разрешения конфликтов».
Действительно, гораздо большего эффекта можно достигнуть, если не просто указывать ребенку что и как делать, а ставить перед детьми задачи и разбирать потом совместно их решения.
Конечно, много времени уходит на совместное планирование, распределение обязанностей и разбор результатов, но у детей такие приобретения! Они меньше ссорятся, становятся более самостоятельными, некоторые кардинально меняют свою роль в классе. Так в 41-й школе поначалу один мальчик просто не давал проводить занятие, а потом он попал на роль командира в игре на командное взаимодействие и раскрылся с совершенно иной стороны, проявив незаурядные способности организатора.
Еще один немаловажный результат: зарождение интереса к общественным делам повышает активность и ответственность ребят в учебной работе.

Следующие шаги

В этом году учителя уже сами просят взять их классы в программу. Сегодня в программе «Первый шаг в общество» участвует 28 классов. Координатором программы стал Александр Блышко. Показательно, что сам он пришел в Юниорский союз «Дорога» через аналогичную программу.
Часть предлагаемых дел охватывает всех участников программы. Некоторые дела можно выбирать по своему желанию. В общем, участники программ подрастают, и для тех, кто готов двигаться по этому пути дальше, всегда найдется место в молодежных общественных организациях города.

Рейтинг@Mail.ru