Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Смирнова Оксана

Стратегия капитана Тушина

Словесники предлагают свою линию в условиях реформ

Н  а совещаниях  дремать, как Кутузов, и быть тем незаметным Тушиным, от которого только и зависит исход сражения, – этот образ учителя сформулировали словесники на своем всероссийском съезде в МГУ. Но сами делегаты на съезде не дремали.
«Все плохо, – говорили. – И даже особо цинично: объявили 2007 год Годом русского языка – и отменили сочинение. В 2012-м приняли стандарт старшей школы – и отменили литературу. Подкладывают какие-то путинские 100 книг».
Однако передавать культурную традицию учителя не перестанут. Несмотря ни на что.

Цивилизации гибнут, потому что устают

Научить каждое новое поколение читать, писать, считать – это ничуть не легче, чем построить пирамидку-другую в пустыне. Врачи говорят: когда дети начинают учиться, они медленнее растут. Настолько тяжко бремя цивилизации.
Сейчас мы, похоже, дожили до момента слома. Русская цивилизация устала передавать своим детям культуру, для восприятия которой надо очень много чего вкладывать. Мало ведь читать – надо понимать, и чувствовать, и формулировать. Это только персонажам из-под известного дуба кажется, что желуди берутся как-то сами собой, что все мы просто умные такие уродились, а не потому, что нас учила в школе какая-то не самая любимая Марьиванна.
Один известный человек лет уж 20 тому назад бодренько заявил, что он не понимает, зачем в начальной школе надо учить детей 4 года. Он взял эти учебники и посчитал, что месяца на них достаточно. Люди просто забывают, как это было трудно – чтобы теперь казалось легко.
И вот приходят жизнерадостные варвары, физически хорошо развитые, а Риму уже невмоготу дать им отпор. Боюсь, в образовании происходит именно это.

Парад идей

…В начале съезда раздали опросные листы, а в конце подвели итоги опроса. Там спрашивали, кроме всего прочего: что вы считаете главным в преподавании литературы? Предлагали пронумеровать разные цели в порядке убывания значимости. Не уверена, что назову все пункты: передача культурного наследия, культурный кругозор, нравственное воспитание, развитие творческих способностей, подготовка в вуз, подготовка к будущей работе и что-то еще. В итоге половина собравшихся утверждают, что главное – это воспитание.
…Вышла дама насчет духовно-нравственного воспитания и сообщила, что это можно делать по-разному – вот просто приходят на урок со свечкой (и иконкой, как Иванушка Бездомный?), а другие действуют тоньше, следуют заветам Ильина и Кураева. По-разному идет преподавание литературы на просторах Родины.
…Одну выступавшую особенно удручало то, что программу теперь должен писать сам учитель. А она и раньше завидовала началке, потому что у них в методичках все расписано – знай следуй поминутно. Или корректируй, если что слегка отклонилось. Потому что учителя должны учить, а программы пусть нам разработает кто-нибудь сверху. Хоть примерную. Я подумала и согласилась: пусть. А то будет беда.
…Далее дама, она рассказывала вещи диковатые, как на примерах из литературы можно изучать что-то из логики, физики и информатики. Оно зачем? Дама скромно пояснила: может быть, детям потом захочется почитать книги, из которых вытянуты были фрагменты.
…Одна докладчица сообщила, что хочет облегчить своим ученикам сдачу ЕГЭ и поэтому разработала карточки-тесты для 5 и 6 классов. Это наконец всех возмутило, люди возопили: тест никому ни в чем не поможет!
…Из опыта Германии: пусть ученик сам сформулирует проблему и напишет (за два года) литературное исследование. И защитит. И это будет серьезно. Ну да. Для кого-то. И хоть докладчик и настаивал, что это может любой, но согласился, что в масштабах России, учитывая уровень учителей, – идиллия. Кстати, на съезд приезжал Фурсенко и на голубом глазу выложил это же предложение: вместо ЕГЭ и сочинения писать дипломную работу по литературе и защищать ее перед какой-то независимой комиссией.
...В разгар споров на сцену вылезла какая-то дама (из Народного фронта?) и заявила, что она много съездов повидала, но никто не вел себя так некультурно, как словесники, затыкая рот ораторам, не слушая друг друга. Народ ей рявкнул, что друг друга мы очень даже слушаем, а рот затыкаем чуждым элементам. И в этом нет хамства, наоборот – хамство в том, чтобы подсовывать нам подсадных уток, вещающих невесть о чем.
…Были «круглые столы», и я выбрала «Судьбу сочинения в школе». Меня пора­зило, как негромко велся разговор: умение писать, порождать письменный текст – это вещь основополагающая, и мы не имеем права отказываться от задачи (миссии) этому научить. И далее все аспекты: есть разные дети, и пишут они по-разному, учить их тоже нужно по-разному; жанры писания тоже бывают разными, причем они часто идут из глубины детской индивидуальности, и учитель не должен ломать эти своеобразные формы. Что, кстати, прописано в стандартах как личностный подход. Этому мнению отчаянно сопротивлялись две тетеньки из проверяющих ЕГЭ. Причем одна из них доказывала, что есть только один способ писать сочинение: составить план и выстроить классическое рассуждение с вступлением и заключением. И нипочем не соглашалась с тем, что это может быть кому-то совсем неорганично. Мне очень хотелось ее спросить, пишет ли она сама, но дама, глубоко раздосадованная возражениями, ушла, не дожидаясь конца разговора.

…При обсуждении резолюции съезда – http://philol.teacher.msu.ru/ – Ирину Цыбулько задел пункт о том, что форма нынешнего ЕГЭ мешает нам работать. На нее жалко было смотреть: «Нет, что, вы в самом деле так думаете? Но мы же вчера говорили…» – тем не менее за этот пункт почти все подняли руки. Заминка была еще по одному пункту. На сцену выбежала женщина, она задыхалась от волнения и умоляла всех одуматься. Как можно голосовать за то, чтобы литература была обязательным предметом? Ведь тогда по ней надо будет сдавать экзамен. Зачем это надо, сумасшедшие вы люди!
– А что? – сказали люди. – Работать так работать.

Весь репортаж – http://prigorok.livejournal.com/

Рейтинг@Mail.ru