Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Фотоаппарат в пуговице и другие сюрпризы лета

Изменения – это фон, на котором лишь виднее все самое важное в школе

Лето – время, удобное для размышлений, и наша почта тому порукой. Темы писем разные, но о ЕГЭ говорят чаще, и вот закономерность: что ни год – новый поворот в осмыслении изменений, происходящих в школьной действительности в связи с формой экзамена. Похоже, на сегодня главной заботой учителей стали заметное изменение в поведении старшеклассников и вопросы этики в целом. Такое, например, письмо пришло:

«Определившись с поступлением, многие ребята звонят или заходят, чтобы рассказать, что и как у них получилось. Эти радостные разговоры дороги учительскому сердцу. Неожиданно появился и ученик, который ушел из нашей школы после 9 класса, а теперь зачислен на самый престижный факультет университета. Пришел, чтобы рассказать об успешности своего плана. Он, видите ли, вовремя понял, что в нашей сильной школе ему по 95 баллов за экзамен не светит, и перешел в самую слабую, где можно было ничего не делать ни по одному «отвлекающему» предмету, а все силы и время отдать подготовке к ЕГЭ. И говорил: вы только представьте, сколько крови бы мне попортил наш историк… а учитель химии! Они классные учителя, но ведь им надо все в лучшем виде, а я не должен был распыляться, таковы условия.
Честно говоря, меня это покоробило. Что это за условия мы создаем детям, чтобы они меняли хорошее на плохое и чтобы плохое вдруг становилось выгодным?»

То есть не сама по себе инициативность ученика тревожит учителя, а стратегия «объегоривания» в гонке за баллами. Главное, все по правилам. Это и впрямь волнует больше, чем фотоаппарат в пуговице, который был обнаружен у сдающего, о чем нам тоже написали.
И вот уже некоторые учителя начинают пересматривать собственные представления о «хорошо/плохо» в контексте «новых условий»:

«В этом году отмечается 50 лет первых физматклассов в СССР. Конкурсы туда были огромные, учили там на высоте. Но вот я смотрю по результатам и вижу, что из нашего класса знамениты не те, кто хорошо учился, а кто едва тянул или вылетел с треском. Один так учился, что каждый год его хотели исключить, а он стал дипломатом. А я училась очень хорошо, притом долго сомневалась, достойна ли я высокой профессии учителя. И вот мой результат: в этом году нам, учителям, «резко повысили» зарплату, так что отпускных получила на 15% меньше, чем в прошлом году. Имея 24 часа, а также все возможные категории и надбавки – чуть менее 30 000 отпускных. Вот бы удивились мои школьные учителя!»

Что правда: изменения идут вихрем, и кажется, они сметают все нравственные опоры. Но стоит присмотреться: что на самом деле опора, а что – воспроизведение какого-то расхожего представления. Да, дети стали искать иные, кроме проложенных нами (или в наших головах), пути. Да, хорошая учеба и брендовый вуз не гарантия жизненного благополучия. Все куда сложнее.
Однако и эти сомнения, и желание поделиться ими что-то в нас поправляют…


Рейтинг@Mail.ru