Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Гивер Тулли, Джули Спиглер
50 опасных вещей, которые вы должны разрешить своему ребенку
М.: Рид Групп, 2012


Многие взрослые, прочитав название, наверняка насторожатся: зачем? На этот вопрос Гивер отвечает уже в предисловии. Оберегая детей от всех возможных и только предполагаемых опасностей, мы заботимся об их жизни и здоровье, «но когда эта защита становится чрезмерной, мы как общество проигрываем, потому что дети не учатся оценивать риск самостоятельно… Если вы никогда не позволите им залезть на дерево, они в конце концов все равно это сделают и, возможно, самым ненадежным способом. Либо они никогда этого не сделают, что тоже может стать настоящей трагедией».
Автор знает, о чем говорит, ведь он уже довольно давно основал Ремесленную школу, в которой дети и взрослые «мастерят разные штуки», используя реальные материалы и инструменты. Он считает, что это необходимо каждому ребенку для освоения мира и приобретения компетенций. И еще «эта книга на самом деле о безопасности». Каждое из предлагаемых упражнений содержит элемент риска, но он смягчен подробными пошаговыми инструкциями, перечислением необходимых предосторожностей. Для того чтобы ребенок почувствовал ответственность за свои действия, каждое упражнение снабжено информацией: сколько времени занимает, насколько трудным окажется, какие опасности могут грозить (грязь, синяки и шишки, беспорядок, осколки, разочарование…). В предисловии, обращенном к детям, есть напоминание о том, как их избежать. Например, защищать при необходимости глаза и руки, помнить, что «родители не всегда обрадуются научному эксперименту, проведенному на новом обеденном столе». Предусмотрено и место для описания своего опыта.
Ни одно из упражнений не несет серьезной опасности, если соблюдать правила предосторожности. Однако, читая оглавление, понимаешь, что перед каждой такой фразой взрослые давно привыкли говорить «не…»: «…кладите в микроволновку странные штуки», «…сделайте бомбу в мешке», «…заберитесь на крышу», «…сделайте рогатку», «…залезьте на дерево».

В.А.Ильин
Психология взросления
М.: Этерна, 2006

По словам автора, это взгляд «на жизнь детей и взрослых в семье и, быть может, на нашу собственную жизнь, основанный на идеях Э.Эриксона», возможно, это поможет кому-то «сделать реальные шаги к тому, чтобы изменить свою жизнь, если вы ощущаете потребность в таких изменениях».
Начать размышления о семейном счастье и несчастье можно, вспоминая примеры из литературы, где описаны разные типы отношений, разные роли мужчины и женщины, жертвенность и предательство, верность и унижение. Но во всех семейных коллизиях есть персонаж, вызывающий безусловное сочувствие – ребенок. Ибо «детям не дано выбирать свою судьбу. Их судьба определяется в семье», которая накладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Автор раскрывает, какие разрушительные последствия могут нести поступки родителей (действующих из лучших побуждений). Названия глав и разделов говорят сами за себя: «Наследие предков, или Откуда растут «ноги» у детских страшилок», «Язык детского плача», «Коротко о преступлении и наказании»… В каждой рассматриваются рутинные ситуации: ребенок капризничает, часто плачет, он разбил вазу и поранился, измазал всю комнату пластилином. Как мы реагируем, почему именно так – оказывается, причины иногда кроются в глубине веков, похожим образом реагировали многие поколения до нас, а мы лишь воспроизводим репрессивные модели. И одновременно делаем все, чтобы эти модели продолжались в наших детях.
Понимая это, умея взглянуть на привычные ситуации со стороны, мы обретаем возможность перестроить свое поведение по отношению к детям и своим близким.

Рейтинг@Mail.ru