Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Головина Маргарита

Соната для учителя с классом

Уроки музыки в измерении педагогики

Мы подводим итоги года, планируем новые курсы. И неизбежно задаем себе вопрос: что для нас главное в преподаваемом предмете? Зачем он нужен ученикам? Если нет собственного ответа, ни одна программа не поможет. Программа лишь ориентир, а не то, что следует исполнять буквально. Ведь каждый класс – это особый контекст, особые дети, каждый раз другая жизнь. И в новом контексте педагог должен сделать в очередной раз что-то необыкновенное, чтобы у ребят возникло личное отношение к предмету. Опираясь на свое мировоззрение, свою философию, учитель расставляет акценты, которые и есть содержание любого курса. И как бы органы контроля ни выравнивали программы, как бы ни выстраивали строгие поурочные планирования, самым важным останется это живое человеческое отношение. В первую очередь личность преподавателя влияет на содержание гуманитарных курсов. Маргарита Головина, учитель музыки и МХК с огромным стажем, делится не только профессиональным, но и человеческим, личностным опытом, без которого урок превращается в пустую формальность, не интересную ни детям, ни самому педагогу.

 Универсальное учебное умение

Что для меня музыка в школе? Точно не список произведений, которые нужно выучить. Выучить, разумеется, можно. И пока учим, кто-то случайно «встретит свою музыку».
Но я думаю, образованный, культурный человек должен уметь различать. И эту способность стараюсь развивать в детях. Вот ряд произведений. Когда была написана музыка? В какой стране? Что помогло понять? Обсуждаем, аргументируем. Возникает звуковой образ времени, народа. Кто из композиторов мог бы это написать? Различение индивидуальных особенностей, жанров.
Различение контрастных вещей легче. Различение сходного требует большей тонкости восприятия, наработанного уха, тонкой душевной организации. Поэтому начинаем с контрастных произведений, а потом – кому куда удается продвинуться.
Высший пилотаж – узнавание знакомого тебе в ряду неизвестного. Поэтому время от времени в известный музыкальный ряд вношу изменения. Сохраняется интерес, и радость встречи с любимым остается. Ведь любишь то, что узнаешь. В этом, кстати, феномен мелодий для мобильников или рекламы.
Слушание – процесс сложный, для ребенка недостаточно активный. Самый простой вариант активного творчества – пение. Зазвучать самому легче, чем извлечь красивый звук из инструмента – рояля, скрипки, флейты. И еще танец – музыка в движении тела: полька, мазурка, вальс, танго, ирландская джига. Все народные танцы – греческие, кельтские, итальянские – общая идея хоровода, объединения. Та же идея в оркестре.
Наслаждение от согласованного ритмичного движения. Наслаждение от совместного звучания, от соединения твоего голоса с голосами других. Энергия хора наполняет тихий голос ребенка силой, которой сам он никогда бы не достиг.
Можно заставить ученика выучить. Но полюбить музыку? Да и не моя это забота, полюбит ли. Моя задача – помочь встрече с музыкой, переживанию момента. И в разном возрасте эта задача решается разными способами.

Стандарт нового поколения для начальной школы

Малыши пока только знакомятся с собой, с другими людьми, с нашим миром. Им прежде всего хочется показать в музыке разные характеры, разные интонации, чувства. И конечно, важно петь с ними песни – те, которые могут им в жизни пригодиться.
Туристические песни – ребята ходят в походы.
Бардовские песни – часть истории нашей страны, в них говорится о важных вещах, но спокойно, не назидательно.
Романсы, оперные арии. Дети редко их слышат. Расширение рамок восприятия – важная задача школы.
Военные песни. Их до сих пор поют в семьях. Каждый первоклассник наизусть знает «Катюшу», «Землянку».
Песни соединяют детей с опытом взрослых. Малыш поет и пропускает через себя время, интонацию. На уровне ощущения, пока еще не осознания.
Увы, на всю эту работу времени становится катастрофически мало. Уже, по новым ФГОСам, в начальной школе один час музыки вместо двух. Скоро и в средней уроков станет меньше. Понимаем ли мы, чего лишаем учеников?

Подростки: проблема выбора приоритетов

Подростковый возраст – время осознания себя как человека отдельного, непохожего на всех остальных. Поэтому ребятам так остро нужны песни о ценностях. О выборе. О личностной позиции. О том человеческом, что есть в каждом и что важно сохранить в юности.
У меня есть любимый набор песен, которые много лет пою с каждым подростковым классом. И за годы работы сложился школьный репертуар, который знают выпускники всех поколений. Общее пение – выражение нашей живой, не навязанной общности.
Как поют десятилетние мальчишки окуджавское «Совесть, благородство и достоинство» (http://www.bards.ru/), вытянувшись струночками. Не говорю, что это чувство сохранится у них на всю жизнь. Но у них оно уже было.
«Времена не выбирают» Кушнера (http://kushner.ouc.ru/). «Прощальную песнь (Шесть лет…)» Дельвига (http://delvig.ouc.ru/), написанную при окончании Лицея. Спорим, пишем. Размышления у наших учеников трудные и неоднозначные. Но ребята поют: «В счастье всем равно любовь». И аукаются с лицеистами прошлых веков.
Очень интересно петь с подростками песни в каком-то смысле контрастные. Такие тексты сильно «цепляют».
Вот «Баллада о борьбе» Высоцкого (http://www.amdm.ru/), высокая, рыцарская, бескомпромиссная. И сразу, на том же уроке, – «Осторожность превыше всего» Бачурина (http://soulibre.ru/). Подростки возмущаются, что за трусость, что за пошлость: «Осторожность превыше добра, осторожность превыше любви».
«Песня о маленьком трубаче» Никитина на стихи Крылова (http://www.musicandi.ru/): про отвагу, про подвиг. И сразу «Трубач» Вахнюка на стихи Остера (http://geo.web.ru/):

Он у друзей горбушки крал,
и хлеб он прятал свой,
Но на трубе он так играл,
что все мы рвались в бой.

Подлость таланта: так бывает?

В подростковом возрасте дети – стая. Но в песне стая вдруг исчезает. Звучит отдельный голос – отдельная мысль. И объединяющая сила слитного звучания поднимает ребенка на высоту прекрасного «мы», состоящего из многих «я», добровольно соединившихся.
В подростках что-то прорастает, как в музыке мелодия. А технические задачи, двухголосье, трехголосье... Если певческий класс попадается – огромное удовольствие петь на голоса. Но в этом ли цель? Моя задача не музыкальная, хотя музыка для меня предпочтительнее многого. Мне интересно заразить учеников человеческим – через музыку. И это не просчитаешь никакими тестами, как и на литературе, МХК – любом гуманитарном предмете.

Найти собеседника в музыке  и среди людей

Сегодня благодаря современным технологиям музыка с подростком все время. И хочется, чтобы она перестала быть оглушающим фоном, превратилась бы в собеседника, который выведет из одиночества или разделит его с тобой. Если дашь себе труд услышать. Как услышать другого человека.
Музыка, которую мы предлагаем подросткам на уроках, им, в общем, нравится, но это не их выбор. Сами они закачивают в свои плееры что-то другое. Если я действительно хочу вести диалог, хочу, чтобы ученики понимали друг друга, мне необходимо выявить тот музыкальный, культурный контекст, из которого они приходят в школу.
Как-то одному «трудному» классу я предложила: пусть каждый принесет на урок любимую музыку. А остальные послушают. Потому что даже в совершенно чужом можно обнаружить «свое». И это основание, чтобы нам быть вместе, оставаясь разными.
Но чтобы принять чужое, выйти за рамки своего, надо сначала личные рамки обозначить. В сущности, этим мы и занимаемся все годы на уроках. Поэтому работа по представлению разных музыкальных пристрастий – проверка эффективности курса, уместная в старших классах.
Сначала ребята составляют личные списки любимых произведений, авторов, исполнителей – своего рода плэйлист. Это взгляд в себя, мысль о себе.
Следующий шаг – выбор: необходимость в длинном перечне выделить что-то одно, отражающее личность.
Раз в месяц примерно, по мере готовности, то один, то другой ученик включает свою музыку на уроке. Что только не звучит: от «Лесоповала» до романсов Малинина, от песен из «Алисы в Стране чудес» до Рахманинова, Рамштайн, Пиаф… Сначала говорит о музыке тот, кто принес ее. Потом остальные.
Что услышали? Слышали ли подобное раньше? Что близко? Что категорически отвергаете? А что можно принять с некоторым напряжением.
Я стараюсь не критиковать детский вкус, но при этом оставаться искренней, не лукавить. Могу сказать, что слова неинтересны, мелодия кажется однообразной. В детстве, наверное, и послушала бы, а сейчас скучно.
Здесь есть определенные риски. Для подростка публично демонстрировать свои пристрастия – огромное испытание. Страшно раскрывать внутренний мир. Будут ли одноклассники бережны друг к другу? Иногда приходится пошептать кому-то на ухо перед уроком: «Я понимаю, как тебе тяжело будет. Попробуй». Но чаще и особых намеков не требуется. Я потрясенно убедилась: ребята слушают других. Потому что у них тоже появляется возможность быть услышанными. Возможность открыть друг друга с иной, неожиданной стороны. Это моя и их победа.
Риск для педагога: в песнях попадаются разные тексты. Я не принимаю оскорбленный вид. Важно обсудить, почему человек это слушает. Зачем ему это надо?
Кто-то ищет силы, решимости, энергии. Порой мы имеем дело с преходящим подростковым увлечением, которое просто надо пережить. И тем легче будет пережить, чем меньше придется защищать свои права.
Бывает, для сопоставления (не осуждения) я включаю несколько произведений на ту же тему. К примеру, прозвучала попсовая песенка о любви, а я после нее спою «Мело, мело по всей земле». Здесь тоже все сказано – о любви, о ее телесной стороне, которая так волнует подростка. Но по-другому сказано...
Я тоже показываю свои музыкальные увлечения – не за всю жизнь. За последнее время. Подросткам важно, что взрослый тоже что-то продолжает узнавать. Кстати, часто благодаря ученикам. Они в свое время познакомили меня с Уэббером, ДДТ, Мищуками… Счастье, когда, чего-то не зная в силу возраста, обстоятельств, можешь учиться у детей.

Продолжение традиций: МХК

Умение отличать, видеть своеобразие, проводить параллели – та же задача стоит перед ребенком на МХК. И ту же активную позицию может он занять. Не послушай мою музыку, не посмотри мои картины, а сам пойди и выбери. Пройдись по залам музея. Что тебя остановит? Что позовет? Подойди и рассмотри. Потом еще раз. Почему это тебя зацепило сегодня? А завтра что-то другое появится. Самостоятельный поиск – это совсем другое, чем совместное смотрение, запоминание (хотя и вместе смотреть нужно). Обмен личными пристрастиями приводит к тому, что начинают оставаться в памяти имена, образы, звуки.
Вот образование, которое не определяется стандартами и программами. Но только о нем и хочется думать.

Рейтинг@Mail.ru