Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Витковский Анатолий

Образы и образцы современного образования

В конце апреля в Красноярске прошла XIX Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность»

Если понимать слово «конференция» в изначальном смысле, то есть как место сбора людей, заинтересованных в решении общей проблемы и переопределении собственных взглядов, то традиционная красноярская – это как раз то. Двадцать лет назад она зарождалась как инициатива небольшой группы психологов и педагогов из Красноярска, Новосибирска, Томска и Москвы – просто площадка для обсуждений результатов эксперимента по внедрению развивающего обучения (сама формулировка «педагогика развития» – давыдовская). Но постепенно тематика обсуждений расширялась, иные подходы не отвергались, участников прибавлялось, другое дело – неизменной остается приверженность культурно-исторической парадигме мышления.
Это большой плюс для понимания материалов конференции: важно не «кто что сказал», а «какдумает сообщество» по данному вопросу.
Итак, содержание дискуссий последней конференции – становление инициативы, самостоятельности, ответственности в педагогической практике.

Опоры, риски, результаты

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: все признают огромную значимость инициативы и самостоятельности, согласны с тем, что это, пожалуй, и есть главные результаты образовательной деятельности, но как только доходит до конкретных практик – «стоп машина». Почему?
Пленарное заседание открыл доклад Бориса Эльконина, доктора психологических наук, президента Ассоциации развивающего обучения:
– Полнота самостоятельности и инициативы проявляется в трех вещах: опробование опор, опробование границ поля действия и испытание перспектив. Для ученика младшей школы важно научиться строить для себя опоры, которые помогут ему совершать те или иные действия. В качестве такой опоры может выступать, в частности, некая общая схема действия. В подростковом возрасте важно научиться выходить за пределы применения известных способов действия в стандартной ситуации и попробовать себя в различных видах деятельности. В юношеском возрасте возникает запрос на прояснение жизненной перспективы, встают новые задачи: выстраивание собственных жизненных приоритетов, овладение умениями управления собственными ресурсами для реализации карьерных и других целей. Образовательная практика должна быть устроена таким образом, чтобы школьник учился все более свободно обращаться с различными опорами и при необходимости творчески преобразовывать их. Действовать так, словно их нет.
По Борису Эльконину, практика опор и апробирование границ поля действия позволяет расширять возможности ученика, взращивать его самостоятельность и инициативу. Профессор также дал связку: самостоятельность – это построение опор своей деятельности; инициатива – это риск перехода в новое поле деятельности; между ними находится ответственность за принимаемые решения.

В разных залах, в разных логиках 

А как сами дети понимают ответственность? О проведенном исследовании говорила доктор психологических наук Людмила Дементий. Ответственность подростки понимают как следование внешним, кем-то сформулированным обязательствам. Внутренняя, субъективная ответственность в подростковом возрасте проявляется мало, но все же иногда обнаруживается: некоторые ребята понимают ответственность как личностно и социально значимое качество. Возможно, потому, что в школе все сильно нормировано?
О конкретных методах работы по развитию детской самостоятельности и инициативы говорили на проблемных симпозиумах и мастер-классах.
Надежда Муха, заместитель директора томской школы «Эврика-развитие», и ее коллеги рассказали о возможностях полисистемной школы, когда сразу несколько педагогических систем существуют в пространстве одного ОУ (Монтессори, школа Толстого, развивающее обучение Эльконина–Давыдова). Полисистемность уже сама по себе работает на расширение представлений о разных путях достижения образовательных результатов, к тому же позволяет организовывать особые образовательные ситуации по взаимодействию разных образовательных миров.
А что есть инициатива, самостоятельность и ответственность педагога? Катерина Поливанова, ведущий научный сотрудник института психологии РАО, научный руководитель программы «Коммуникации, образование, технологии», считает, что инициатива учителя возможна в том случае, если четко поставлена цель, имеются индикаторы, по которым можно судить о достижении ожидаемых результатов, и учителя владеют алгоритмизированными способами действия, которые позволяют этих результатов достичь. Эта профессия – система базовых профессиональных навыков. Но существует ли сегодня внятная система профессиональных норм и требований? Увы, школа не располагает информацией о результатах того, что может называться образованием и обучением. У педагогов нет индикаторов, по которым можно судить, насколько хорошо они работают.
Кирилл Митрофанов, заместитель директора Центра социально-экономического развития школ ИРО НИУ ВШЭ, поддержал тему депрофессионализации учителя. Ход мысли такой: раз традиционные педагогические методики и технологии не позволяют развивать самостоятельность и инициативу детей, следует обращать внимание не на исполнение функций, а на личность педагога. Именно ценностное отношение педагога к делу должно стать важнейшей характеристикой учителя как профессионала сегодня.

Как оцениваем, так и ориентируем 

Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования, рассказал, какие достижения должны оцениваться в школе. В первую очередь это освоение универсальных учебных умений. В настоящее время в России есть несколько групп, которые работают над созданием мониторингов, связанных с оцениванием учебной деятельности, в том числе уровня развития ключевых компетентностей. Например, московская группа экспертов Петра Нежнова и красноярская группа, работающая под руководством Бориса Хасана. Кроме того, РАО планирует создать мониторинг социальной успешности детей. Но реальность такова, что успешность школ и учителей вышестоящие руководители зачастую оценивают по результатам ЕГЭ и ГИА, есть регионы, где эти результаты – основание для выплаты стимулирующей части. Это недопустимо. Тесты государственной аттестации – это тесты с высокими ставками, они не учитывают контекстную информацию, которая очень часто определяет результат.
Что можно противопоставить внешним мониторингам сегодня? Только редкий опыт отдельных школ по комплексному оцениванию. Как отметил Кирилл Митрофанов, в развитых странах система оценивания качества образования на 80% состоит из процедур, основанных на самооценке. А это, согласитесь, очень близко стоит к проявлению инициативы и самостоятельности.

Посредническая роль учителя

В презентации Бориса Эльконина – напомним, он открывал конференцию – отдельным слайдом стояла мысль Жака Дерриды: «Форма соблазняет, когда нет больше сил понимать силу изнутри ее самой, то есть творить». В проекции на педагогику профессор интерпретировал ее так:
– У педагога возникает искушение предложить детям образец действия, когда он оказывается не в состоянии понимать работу ребенка изнутри ее самой. А как это – «понимать работу ребенка изнутри»? Это означает, что в центре внимания педагога должна находиться энергия активности ребенка. И что основная педагогическая задача должна состоять в том, чтобы оформить и преобразовать эту активность в культурные формы или, по Выготскому, «преобразовывать натуральное в культурное, не теряя энергии натурального».

Рейтинг@Mail.ru