Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Кожурина Людмила

Повышение учительской зарплаты: магия средних цифр

Зарплату учителям, как известно, повышают, но не всем, не в равной степени. По этому поводу назрело много недовольства, но глубокого анализа ситуации пока никто не проводил. Да, есть данные по регионам, но это данные, которые поставляют сами субъекты, «скорее желаемое, чем реальное положение вещей», говорила на семинаре в ИРО ГУ-ВШЭ Наталия ТИПЕНКО, директор Центра универсальных программ, кандидат экономических наук, представляя исследование «Что происходит с зарплатой учителей: зависит ли рост заработной платы от модели оплаты труда?».

«Отчеты ОУ – это какие-то бешеные отчеты...»

Итак, основной показатель – выравнивание учительской зарплаты и средней по экономике региона – почти везде достигнут, а то и превышен (Самарская область увеличила вдвое, и не она одна), и договор с федеральным центром, можно сказать, выполнен. И если еще в 2010 году редкие субъекты платили учителям среднюю по экономике, а в 2011-м, когда брали обязательства, мало кто надеялся, что их удастся выполнить, то «нынче – погляди в окно»: http://www.kpmo.ru/kpmo/statistic/monitor. И область, и район, и муниципалитет, и каждое ОУ как на ладони. Всюду растет доля учителей, повысивших свою зарплату.
Правда, минимальная у многих все еще равна МРОТ на 2011 год – 4611 руб., и, видимо, «не меньше 5000» – это уже по МРОТ 2012-го. Между тем принципиальным моментом проекта было все-таки стремление уйти от МРОТ в начислении учительских зарплат.
Наталия Типенко: «Конечно, общее повышение – это средняя температура по больнице, а каждый меряет по себе, еще раз повторю: идет не индексация зарплат, осуществляется проект доведения средней зарплаты учителей до средней по экономике. Теперь 5000 никто не получает, а доля значительно повысивших свою зарплату учителей составляет и 35%, и 50%».
О разбросах цен в своем регионе и в своем ОУ вы можете узнать на указанном сайте. По отчетам, дифференциация – в 10 и более раз, то есть минимальная – 4611, а максимальная – 44 700, и это в одной школе.
Наталия Типенко: «Как изменилась структура учительских зарплат при дополнительных инвестициях, трудно сказать. Еще есть муниципальная дифференциация школ субъекта на уровне зарплат, есть межмуниципальная – это необъяснимо, но до 25% доходит разница (Костромская область, например)».
И вот это самое главное: какова структура учительских зарплат, как она изменилась при дополнительных инвестициях? Ответить никто не может, потому что получить ясную картину из школы или муниципалитета невозможно.
Марк Мусарский: «Отчеты ОУ – это какие-то бешеные отчеты, смотреть в них нереально… методики диагностики труда учителя в регионах ужасны, они там микроскопами гвозди забивают» – и так далее.
Игорь Реморенко, замминистра, руководитель данного проекта, предложил заглянуть в «Дискуссионный клуб Министерства образования», http://club.mon.gov.ru/, где обсуждается эта проблема. Мы конечно же заглянули, потому что очень важно, как устроена зарплата конкретного учителя. И сразу попали на письмо:

– Интересно, как, по вашим данным, средняя зарплата учителя в г. Хабаровске равна 25,5 тыс.? Проработала в школе 20 лет, но чистая зарплата, без подработок, у меня начисляется так: оклад – 5300 рублей (18 ч), коэффициент за квалификацию (2 категория) – 530 рублей (10%), проверка тетрадей – 530 рублей (10%), непрерывный стаж – 1855 рублей (35%), районный коэффициент – 2465,5 рубля (30%), дальневосточный коэффициент – 2465,5 рубля (30%), доплата за классное руководство – 1500 рублей – итого 14646 рублей. Подоходный налог – 1904 рубля, на руки – 12742 рубля. Для того чтобы получать 25 тысяч в месяц, мне надо работать в две смены.

Комментария на сайте нет, но хочется возразить: вы и за две смены 25000 не заработаете, потому что не все коэффициенты будут удваиваться, а налог увеличится. При такой системе начисления с увеличением нагрузки дешевеет труд.

Модели НСОТ на рост зарплат не влияют

Надеялись, что с введением НСОТ наступит эра справедливости и человек будет получать по труду.
Наталия Типенко: «Связан ли рост учительских зарплат с моделями НСОТ, которые применяются в тех или иных регионах? Никакой связи не обнаруживается».

Иркутская область дает прирост, хотя самая последняя перешла на НСОТ. И далее: какая бы ни была модель – и «ученико-час», и «профессионально-ква­лификационные группы», и «базовый оклад», а в одном регионе могут начислять по разным, – рост зарплаты к модели нечувствителен. А чувствителен он к двум параметрам.Первый – уровень учительской зарплаты в регионе зависит от желания или нежелания администрации заниматься этим вопросом. Тамбовская область, например, мног

ими средствами не располагает, но руководство думает, ищет и находит. Наталия Типенко: «И многие бедные регионы этот проект сильно продвинул, впечатляющие результаты дали Курская, Челябинская, Омская области – прирост 30–35%».

Второй – нагрузка учителя. Это мы хорошо понимаем, к ученым не ходи. Но интересно: в мониторинге есть сведения о том, что у 10% высокооплачиваемых учителей нагрузка очень высокая, внутреннее совместительство может составлять даже 2,62 ставки. Рост зарплат обеспечивается повышением интенсивности труда.

Наталия Типенко: «В погоне за повышенной средней зарплатой по субъекту региональная администрация порой переходит все границы».
То есть решения очень простые: одних уволить, других перегрузить, вот тебе и показатели.

«Вы сначала скажите, что такое качество...»

А дело в том, что многие регионы, муниципалитеты, школы приняли модель начисления зарплат, близкую к ЕТС. Проще ли, консервативность ли это – но модель «профессионально-квалификационные группы» самая ходовая. Модель «ученико-час» освоили те регионы, которые участвовали в КПМО, но и освоив, некоторые отказались от нее, Красноярский край например. Хотя есть данные о том, что при использовании модели «ученико-час» нагрузка по ставке не растет, там идет учет неурочной деятельности.
Почему все-таки выбор пал на «профессионально-квалификационные группы»? Потому что можно оставить, как было: увеличить всем базовую, а стимулирующую свести к 10%, и будет мир в коллективе. Правда, разработчики недовольны: это подрывает идею оплаты за качество. С другой стороны: «Вы сначала скажите, что такое качество, как непонятное соединить с финансированием? Связь качества с деньгами – опасная вещь» (Наталия Типенко).
Понятно, почему все учителя хотят иметь фиксированную ставку или оклад. Однако, по данным мониторинга, в 18 регионах вся прибавка пошла за счет стимулирующих.
Константин Ушаков: «Стимулирующие – простое вбрасывание денег, возникает резкое расслоение на выигравших и неудачников. В коллективах возникают касты приближенных, небольшая замкнутая группа вершителей. Но качество образования тут никак не выигрывает».
Однако центр сказал – «повысить», и таблицы повышения выглядят хорошо. Увы, для чиновников цифры повышения и есть цель.
А вот мнение специалиста. Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, спрашивал: «По вашим данным, зарплаты учителей выросли, а по Росстату, соотношение к средней по экономике не изменилось. Как так? Может быть, у учителей выросли, а у других работников образования убавились?»
Родные просторы, как говорится. Путь 20 миллиардов на проект плохо просматривается. Ладно деньги, а люди? «Стоило ли доставлять столько проблем школам по поводу моделей НСОТ, если зарплата и тип ее начисления не связаны?» – спрашивал Константин Ушаков. И ему отвечали: да, не связаны, но «пройти все это надо было, чтобы в головах у людей образовалась связь работы и вознаграждения». Класс! А за то, что эти 6 лет долбежки про НСОТ привели к деформации профессионального сообщества, никто не ответит? Напряжение, унижение, недовольство, недоверие – и сокращение корпуса, уход лучших, неприход молодых...
Профессор, где вы раньше были? Владимир Гимпельсон: «Зарплату не за качество платят, а за ожидание качественной работы… От оплаты труда зависит качество работающих».
Хрестоматийные истины. Десятимиллионная армия российских учителей и врачей влияет на экономику страны намного больше, чем это представляется реформаторам. Но они годы и годы модернизируют отрасли и никогда не отслеживают, как повлияла та или иная реформа на положение дел в стране. Главное, и спросить не с кого: реформируют одни, а расхлебывают кашу другие...

Рейтинг@Mail.ru