Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

В.П.Симонов
Педагогическая диагностика в образовательных системах
М.: УЦ Перспектива, 2010

Тот, кто возьмется за эту книжку не просто с целью перелистать, а решит опробовать разные формы диагностики, должен запастись терпением и сосредоточиться. На первой же странице автор без всяких вступлений и предисловий начинает анализировать «сущность системного деятельностного подхода в современной науке и практике», классифицировать системы, перечислять условия их существования и развития. В конце концов, познакомившись с многочисленными таблицами, схемами и формулами, мы добираемся до вывода о том, что «образовательный процесс – это искусственная, открытая, конкретная, динамичная, централизованная, сложная, социальная и деятельностная система одновременно, а ученик – естественная, открытая, конкретная, динамическая, сложная, централизованная, биологическая и деятельностная система».
Чтобы организовать эффективный процесс образования, приходится заниматься диагностикой тех, кто в нем участвует. И мелочей здесь нет. Начинает автор с гендерных различий (кстати, «гендерная доминанта не всегда совпадает с полом человека») и приводит тест из полутора сотен вопросов, ответив на которые можно высчитать свою доминанту и склонность к здоровому образу жизни. Процедура, как и в последующих тестированиях, не быстрая.
Тот, кто найдет в себе силы продолжить, сможет оценить психосоматический тип своей личности (астеник, пикник, атлетик), готовность и адаптированность к педагогической деятельности, оценить мотивацию выбора этой профессии. И в конце концов провести экспертизу своих профессионально-значимых личностных качеств. «Своих» я говорю потому, что для самоанализа эти длинные опросники интересны и точно заставляют задуматься, а вот быть препарированной кем-то с их помощью я бы не хотела.
Так же подробно автор разработал методику, по которой высчитывается по разным параметрам качество обучения.

Зинна
Ненавижу школу

Книжка во многих отношениях эпатажная. От имени на обложке (под ником Zinna автор пишет в ЖЖ), скудных выходных данных, умалчивающих об издательстве, подзаголовка «В Год учителя от учителя» до позиции автора, которую довольно точно передает заголовок.
Автор говорит о себе как о молодой учительнице, «неравнодушной и творческой», которая пришла в школу и, к своему ужасу, убедилась, что среди коллег одни формалисты, лицемеры, глупцы, подхалимы… одним словом, те, кого бывшие ученики вспоминают исключительно «с отвращением, а то и с содроганием». Впрочем, родители учеников оказались не лучше. А об администрации, которая заботится лишь о сохранении должности, и говорить нечего.
Несколько наивно, конечно. Но, кажется, искренне. И если при чтении оставить за скобками этот обличительный пафос, перечень обид и претензий, можно вслед за автором посмотреть на школу пристрастным взглядом, который не затмевают привычка и покорное следование традициям. Бесконечное количество формальных требований, атмосфера, «не совместимая с жизнью» нормального ребенка, оценки, нагрузка, занудные педсоветы – все это густо замешено на отсутствии смысла и чувства собственного достоинства. Посмотреть и прикинуть (в отличие от автора): что я могу хоть немного изменить в этой безрадостной картине? Очеловечить вокруг себя пусть небольшое, но ощутимое пространство. Иначе перечисление крупных ужасов и мелких прегрешений так же отдает бессмыслицей, как и обличаемая школьная реальность.

Рейтинг@Mail.ru