Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2012
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Кашкаров Андрей

Ошиблись в выборе профессии

Почему студенты педуниверситетов не собираются работать в школе. И почему так трудно приходится тем, кто хочет

Даже житейские наблюдения, что уж говорить об опросах, свидетельствуют о полной несовместимости строя личности современного молодого человека со школой, как она есть сегодня: в черном теле, в ежовых рукавицах, чтоб муха не пролетела да комар носа не подточил. И вот получает молодой специалист положенную ему денежную компенсацию, неделю радуется, а по окончании первой четверти уходит: невыносимо. Ситуация настолько типичная, что в некоторых регионах руководители ввели «инновацию»: выплачивать подъемные не сразу, а по окончании учебного года. То есть получается, уже не подъемные, а премия за стойкость. И тогда вопрос: сколько еще сможет простоять эта школа, школа для чиновников?


Сказка о потерянном времени

По данным опроса будущих педагогов, получающих образование в РГПУ им. А.И.Герцена (исследования проводятся систематически и целенаправленно), вовсе не малая оплата труда делает профессию школьного учителя непривлекательной для молодежи. Эта позиция занимает третье место. Лидирует позиция «это не мое», а конкретно: «не попал в лучший университет» (первое место среди ответов) и «так захотели родители».
Ответ «хочу быть педагогом» лишь на 16 месте, им замыкается список причин обучения в данном вузе.
Свою «ошибку» некоторые студенты осознают еще до третьего курса и уходят, но многие все-таки доучиваются до диплома, так и не представляя себя в школе. Однако по инерции все же попадают туда, и что же? Через год-два, а то и раньше, уходят, полностью разочарованные. По нашим данным, на первом месте из причин ухода молодых специалистов из школы – «неспособность и неумение работать с детьми». Далее идут «неспособность работать в команде» и (как частность) – «неспособность влиться в педколлектив».
И это при живом дипломе!

Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен

Но оказывается, даже для мотивированного на работу в школе человека попасть в профессиональную среду – большая проблема. Туда не пускают!
Конкретный пример. Летом этого года молодой учитель (но уже не «молодой специалист») обратился в ряд сельских школ Ленинградской, Псковской и Вологодской областей с предложением рассмотреть его кандидатуру на предмет предоставления работы в основной школе. Каково же было его удивление, когда ответ пришел только один, да и тот – отрицательный.  Кандидатура молодого учителя со статусом магистра педагогики, владеющего техниками и методиками инновационного образовательного процесса в школе, никого не заинтересовала.
В чем дело? Оказывается, вакансии существуют только на бумаге. На деле так: реформа образования свелась к оптимизации нагрузки учителя в обмен на более-менее ощутимую заработную плату. Все хватаются за все, потому что неизвестно, что будет завтра и «дадут ли работать», потому что «вас сократят», а «школу вот-вот закроют» твердят-кричат из года в год.
Еще одна причина нежелательности появления молодежи в коллективах: «новенькие» – дополнительная нагрузка на «стареньких». Опыт нужен, а откуда ему взяться? Педагогической практики студента явно недостаточно, ее и не может быть достаточно, а институт наставничества, совершенно необходимый в педагогике, давно почил в бозе. Естественно: оптимизация ресурсов! И только очень упорный человек, чувствующий призвание к работе с детьми, выдержит все и начнет реализовать себя как профессионал. Но таких, похоже, школа и не ждет.

Ехала деревня мимо мужика

В образование инвестируются большие средства, но все это – в воспроизводство образования вчерашнего дня. Если бы это было не так, мы бы уже знали о существовании нового адаптационного механизма по отношению к молодым педагогам. И это отнюдь не большие подъемные и квартиры, хотя это и нелишне. Привлекательность педагогической профессии не только льготы, а творческая атмосфера в педколлективах, интересные люди – учителя, взаимность в отношениях, центрированность на детях; возможность учиться (повышение квалификации как овладение новым), карьерный рост, профессиональная мобильность.
Да, сегодня этому учат в вузе: преподаватель как исследователь, воспитатель, консультант, руководитель школьных проектов. Разъясняют: у эффективного преподавателя творческие компетенции преобладают над дидактикой. Обосновывают: внутрицеховая замкнутость уже невозможна, педагогика открыта для интеллектуальных достижений в других профессиях, и другие профессии не обходятся без педагогической компоненты.
Но пока наши исследования говорят: вклад вуза в профессиональную подготовку выпускники оценивают в 10%, при этом самообразование ценится в 2 раза больше, а обучение на производстве – в 5 раз ценнее. Наконец, менее 20% выпускников работают по специальности.
В то же время значимость такого мотива, как «стремление к саморазвитию», растет у студентов от курса к курсу. Хорошо, что вуз дает хотя бы это – перспективный плацдарм для личностной и социальной самореализации человека.
Вопрос: сможет ли школа через три-пять лет заинтересовать такого человека как место приложения сил и вдохновения? Сможет ли научить его профессии?

Рейтинг@Mail.ru