Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ


Беларев Николай

В школу – на блины!

Чтобы праздник был с цветом, вкусом и запахом

Если вы собрались праздновать что-то в школе, то прежде всего должны взвесить все «за» и «против», оценить свои возможности; подсчитать, сколько это будет стоить в прямом и переносном смысле, а главное, должны ответить на вопрос: «Зачем я это делаю, для кого и для чего?»
Если вы решили, что делаете праздник всем школьным сообществом и для всего школьного сообщества – для учеников и с учениками, для родителей и с родителями, с учителями и для учителей, для всех, кто близок школе и вместе с ними, – тогда давайте пошагово пройдем вместе весь путь подготовки и проведения праздника. А для примера возьмем Масленицу (вот-вот наступит!). Но в принципе технология универсальна.

Шаг первый: поиск единомышленников

Вы должны убедиться, что в школе есть команда, которая готова заниматься праздником и способна это сделать. Под командой мы понимаем группу учителей, учеников, их родителей, «друзей школы» (например, выпускников). Желательно, чтобы у этой команды уже был опыт совместного творчества: работа над другими проектами, поход, поездки. Если нет готовой сплоченной команды – для нескольких единомышленников, готовых поддержать идею праздника, первое общее дело станет началом долгой совместной работы.

Шаг второй: границы территории

Для подготовки праздника нужна территория – кабинеты, которые можно задействовать после уроков, трудовые мастерские, содержащие некоторое количество необходимого оборудования, и, в идеале, большой холл или рекреация, фойе, зал, где можно разместить сразу много «праздничных мастерских». Очень важно, чтобы работы проводились на этих территориях не за закрытыми дверями, а открыто для всех учеников и учителей, а также родителей, чтобы любой желающий мог присоединиться к подготовке праздника.

Шаг третий: создание бизнес-плана

Вы должны заранее «прописать» сам праздник и все необходимые «мастерские», которые обеспечат успех подготовки: вы ставите задачи, ищете ресурсы, как материальные, так и людские, определяете день и час готовности и распределяете ответственность. Например: мастерская, где изготавливаются и шьются костюмы, маски для праздника; мастерская, где создаются предметы, необходимые для аттракционов; мастерская, которая занимается театральным представлением; мастерская по оформлению двора; мастерская по изготовлению масленичной куклы…

Шаг четвертый: материальный базис

Вы должны заранее создать материальную базу для успешной работы всех мастерских и проведения праздника. Например: заготовить в больших количествах цветную бумагу, ножницы, клей, картон, краски, веревки, ткань (ее продают на вес во многих местах). Если хотите устроить концерт на улице, вам понадобится сцена или возвышение. Если захотите стрелять из луков – орешник растет в лесу, а идеальные стрелы делаются из штапика, который продается на любом строительном рынке. Тростник, необходимый для изготовления масленичной куклы, растет по берегам прудов и озер, хотя куклу можно сделать даже из веников. Но это будет не так эффектно.

Шаг пятый: символ праздника

Масленица неотделима от «штурма снежного городка». Если снега нет, то, конечно, можно и без крепости, но уж если он есть, то, как говорится, сам бог велел. Для крепости заранее (за неделю) нужно сгребать снег в одно место, чтобы он слежался. За день до праздника нужно собрать команду старшеклассников, родителей, учителей-добровольцев. Подготовить санки, лопаты (снежные и простые штыковые), ножовки (ими обрабатываются снежные блоки) и бензопилу (масло, смесь для мотора). Кто-то из взрослых нарезает блоки из снега, с помощью лопаты они отделяются и грузятся на санки, затем доставляются на место строительства. Крепость или стену, которую вы сложите, важно вписать в сценарий праздника: ее защищают силы зла, ее разрушают все присутствующие.

Шаг шестой: запах праздника

Масленица – это запахи, прежде всего запах блинов. Их пекут родители с детьми, школьная столовая. Блинов должно быть вволю, чтобы хватило всем, да еще со сметаной, вареньем, медом. Блинами нельзя торговать, потому что это не просто еда, а символ: символ солнца, пробуждения природы – символами не торгуют.
Как сохранить блины теплыми? Эта проблема решается с помощью больших термосов, газовых горелок. Мы как-то пекли блины прямо на месте. Красиво, конечно, но непродуктивно.
Второй запах, который неразрывно связан с Масленицей, – это запах дыма из самоварных труб. Нужно заранее договориться с родителями, учителями, чтоб они (с дач, из деревень, из дома) привезли самовары и трубы к ним (о дровах мы побеспокоимся сами, если в школе есть мастерская, то проблем не будет).
Нужно поставить один большой стол и организовать безопасный подход к нему, например, только с одной стороны (самовары – это огонь, дым, кипяток). Заведовать самоварным столом должны только взрослые, которые будут контролировать процесс и, главное, осторожно разливать кипяток всем желающим. Сколько должно быть самоваров? Столько, сколько вы можете держать под контролем. Помните: никакие самовары не смогут напоить чаем сотни человек, поэтому термосы с чаем и кофе необходимы.

Шаг седьмой: звуки праздника

Масленица – это звук. Не один гармоничный, над всем праздником, а сотни разных звуков. Прежде всего – звуки колокольчиков. Мы, как правило, вешаем их на недосягаемую высоту, и к земле идут только веревочки от них. Каждый желающий (их, как правило, очень много) может подергать и позвонить.
Кроме того, у каждого класса есть своя блинная точка – один или два стола (их готовят заранее, за час до прихода всех участников, старшеклассники или родители – как показала практика, нужны и те и другие). И перед каждым классом ставится задача: сделать свое место самым завлекательным. Тут и оформление, и наряды, и шутки, и зазывалки, и сопелки, и свистелки, и дудочки…
Конечно, на празднике нужна музыка, но специально подобранная: русская традиционная музыка, желательно пободрее (не «Черный ворон») и повеселее. Музыка – это значит колонки.

Шаг восьмой: ряженые

Масленица – это ряженые. Их наряды должны выглядеть ярко, красочно и весело. С нарядами и просто, и сложно. Просто с девочками и женщинами. Для них традиция – это не что-то далекое и непонятное, а близкое и естественное. Наденут меховую шубку (полушубок, безрукавку меховую) и платок, а еще натрут щеки свеклой и добавят веснушки – вот тебе и наряд.
Мужчинам сложнее. Обойтись можно полушубком, но вывернутым мехом наружу, подвязаться ярким, пестрым шарфом, а на голове – меховая шапка или маска.
Маска – главная проблема, так как традиция масок (личин) ушла – остались только маски зайчиков и лисичек. А традиционная маска совершенно другая, тут все наоборот: чем страшнее, тем лучше. Самый простой вариант – пришить к вязаной шапке кусок ткани (только личину), прорезать в ней глаза и рот и обшить эти отверстия яркими лоскутами, прикрепить яркий длинный нос – и дело в шляпе. Традиционная народная маска – это целая конструкция, она скрывает человека, делая его ряженым, давая возможность вести себя значительно свободней и раскованней или просто по-другому.

Шаг девятый: аттракционы

Весь школьный двор должен быть превращен в огромный парк аттракционов. Если говорить о традиции, то это кукольные театры, даже театрики, с одним или двумя актерами, яркой ширмой и куклами. Это балаган – живой «театр» с актерами и ведущими. Их задача – удивить публику какими-то чудесами, фокусами и небывальщиной. В балагане важно не то, что на сцене, а важно, как это комментируется и представляется. Это медведь (ненастоящий – ряженый), которого водят по двору, а он пляшет и рычит на потеху публике. Это козел (тоже ненастоящий). Он тоже пляшет и прыгает, лягается и бодается. Козел состоит из трех людей: пастух, человек, который держит козлиную голову, и тот, кто составляет тело, накрытое попоной. Можно посередине двора сделать возвышение и устроить маленький концерт на тему зимы и весны.
Желательно (но непросто) поставить «весенний столб». Его очень хорошо нужно закрепить, разукрасить красками и покрыть лаком, а под ним уложить физкультурные маты. И понавесить на столб всякие призы. Мы вешаем ананасы, связки бананов и предлагаем всем желающим залезть и получить приз. Будьте уверены, через 15 минут не останется ни одного приза, хотя кажется, что сделать это невозможно.
Кроме того, всех порадуют ходули, метание снежков в цель, битва мешками на спортивной скамейке, стрельба из луков (луки сделаны из орешника) по большим и ярким мишеням (этот аттракцион потребует строгих правил и соблюдения мер безопасности), перетягивание каната, прыжки через длинную скакалку (длинная веревка, которую двое крутят, а остальные прыгают).
Можно провести благотворительную ярмарку (в фонд праздника) и продавать поделки, выпечку, пироги (но не блины).

Шаг десятый: представление

Представление – это кульминация всего праздника, его ждут (особенно если праздник в школе традиционный), и мы должны оправдать эти надежды.
Масленичное представление – грандиозная битва между холодными силами зимы и силами весны, борющимися за будущее светлое и теплое. Не будем слишком уж опираться на традиции: для нас, современных людей, там много непонятного и незнакомого. Наше представление – это современный спектакль с актерами, режиссером, музыкой – со всеми атрибутами жанра.
Одна особенность: спектакль у нас уличный, то есть соразмерный тому пространству, в котором мы его делаем.
Итак, силы зла, силы зимы: их цитадель – снежная крепость. Они не любят детей, веселых праздников, их идеал – царство Снежной королевы. Их оружие – холод (заморозить детей). Их цвет – белое или черное (как символ зла), они одеты в страшные маски, под страшную музыку они кривляются, танцуют и делают что-то страшное (например, захватывают в плен детей, конечно, тоже актеров, и их замораживают). Дальше в борьбу вступают силы весны, солнца и тепла. Они цветные, яркие, с открытыми лицами, у них есть огонь (хлопушки с серпантином, конфетти). Они красиво двигаются под красивую музыку. Силы добра не коварные, но и не беззащитные, поэтому побеждают, но не сразу. В спектакле должно быть два-три выхода злых и два-три выхода добрых сил. Например, злые захватывают детей, добрые атакуют злых, злые наносят ответный удар, зовут «своего старшего брата» (большую страшную маску). И новое наступление весны, освобождение детей и всеобщее торжество.
Наконец все вместе, со зрителями, детьми и родителями, мы берем большую соломенную куклу – символ зимы, несем ее на большое открытое пространство (обеспечиваем пожарную безопасность) и публично, шумно и весело сжигаем. Водим хоровод вокруг огня, поем (если можем) про весну, веселимся, радуемся, потому что победили зиму.
Осталась только крепость, ее лучше рушить по сценарию – вместе с детьми. Вперед пускаем старшеклассников, для подстраховки, а потом малышню. Есть разные способы разрушить крепость безопасно: за стену заводится доска или несколько досок, к ним привязывают длинные веревки, за которые хватаются зрители и по команде тянут – стена рушится вперед, перед зрителями.
В конце праздника мы еще немного поем, танцуем и долго-долго убираем школьный двор.

Николай БЕЛАРЕВ, Центр образования №429 г. Москва belarevnb@yandex.ru

Рейтинг@Mail.ru