Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Штольц Милена

И родительский комитет взялся за дело...

О том, как активные мамы взяли на себя все классные хлопоты и что из этого вышло

Итак, начинаем. Со свежими силами, с улыбкой, с уверенностью, что беды и огорчения будут мимолетными, неожиданности – приятными, а успехи – заслуженными. Но чтобы все это сбылось, каждый учитель заранее продумывает возможные трудности и осложнения: как адаптировать новую программу, не допустить повторения прошлогодних конфликтов, кто из ребят может дать повод для волнений. И кто из родителей – тоже. Это одна из самых тяжелых мыслей. Родители обычно пребывают как бы за кулисами школьной жизни, но при этом серьезно влияют на ее течение. Выстроить конструктивное взаимодействие с ними удается далеко не каждому учителю. Родители или стремятся увильнуть от общения, или развивают такую активность, что невольно думается: лучше остаться совсем без их помощи...

Учителя 3 «А»

У 3 «А» в третий раз сменился классный руководитель. Так уж в этом классе сложилось: каждый год новый учитель. Школьная администрация обещала, что уж теперь-то – в последний раз, но история повторялась. То ли класс попался неудачный (в других-то такого не было), то ли учителя начальных классов кончились как раз на 3?«А», а только было, как было. Первая учительница, психолог по основной профессии, никак не могла уделить классу достаточно времени. Не в силах разорваться между двумя работами, выбрала для себя главную, стала школьным психологом. Вторая, суровая и правильная, была вынуждена оставить классное руководство из-за многочисленных жалоб учеников и родителей: строга, несдержанна, раздражительна. Пригласили третью – молодую, понимающую, с легким характером.

Ремонт, экскурсии, подарки

Тут на сцену выходит главное действующее лицо нашей истории: родительский комитет. Обыкновенно эта организация вызывает множество нареканий со стороны школьной администрации: занятые родители собрания посещают еле-еле, на школьных мероприятиях бывают нечасто, а о том, чтобы собраться всем вместе и решить текущие проблемы, можно только мечтать. Но 3 «А», можно сказать, повезло: родительский комитет подобрался прекрасный: дружный, активный, до всего ему было дело. Мамы были в курсе: про своих детей, про чужих – без разбора. Знали по имени-отчеству и преподавателей, и школьную администрацию, и вообще всех?– от директора до гардеробщицы.
В классе был сделан ремонт. Организовывались дни рождения в кафе и клубах, отдых всем классом в выходные. Случись экскурсия – большая часть классных мам принимала самое горячее участие: закупали продукты, одноразовую посуду, готовили еду, консультировали друг друга насчет погоды и одежды, снимали поездку на видео. Вскладчину приобрели для класса музыкальный центр: чтобы дети могли пользоваться им для учебы и отдыха. Выиграли новогодний конкурс на лучшее оформление класса. Правда, в этом конкурсе должны были принимать участие совсем не родители, но какая разница, если победил 3 «А»?
Да, а еще, конечно, не забывали организовать сборы на цветы-подарки учителям.
Согласитесь, это прекрасно.

Не обременять же детей!

Каждый праздник родительский комитет организовывал стол и «неофициальную часть» в классе. Загодя составляли план, кто что покупает или готовит, собирались за час-два и вдохновенно резали, раскладывали, расставляли. Детей от этих приготовлений непременно освобождали: у них и так большие нагрузки. После праздника оставались прибраться. Не обременять же детей: им еще на танцы, музыку, английский и спортивные секции. И уроки делать. Успеваемость в классе и так не очень-то, устают, бедные, никто ничего не успевает.
Активные мамы записывали домашние задания в блокноты: чтобы дети ничего не забыли, не перепутали. Активные мамы перезванивались: «Вы сделали задание номер пять?
Вот и мы не можем. Я сейчас еще позвоню одной знакомой, может, она сможет решить…» К активным мамам ходили выяснять отношения с одноклас­сниками дети. Пострадавших жалели, хулиганам грозили пальцем, заставляли извиниться и помириться. Между школьными занятиями и многочисленными студиями-кружками еще успевали посидеть в кафе – все вместе, устроить детям маленький праздник.
Одним словом, жизнь била ключом. На то, что школьная администрация время от времени тактично просила уменьшить активность – ведь дети давно уже не малыши и совсем не нуждаются в такой опеке, кивали, обещали непременно так и поступить – и все оставалось по-прежнему.
Администрация не особенно хотела вмешиваться: во избежание конфликтов. Родители – дело щекотливое.

Тем временем…

Тем временем приближалось лето. На одном из собраний классного руководителя поставили в известность: вы не справляетесь с классом, со следующего года вас заменит более квалифицированный педагог.
«Она мне сразу не понравилась», – сказала одна активная мама. «Интересно, кого нам дадут в этот раз?» – сказала другая. «Все равно надеяться можно только на себя!» – отрезала третья.
Вместе с летом приближался выпускной: младшие школьники становились средними. Надо ли говорить, как старался, как готовился к этому событию родительский комитет! Как всегда, поставили и стол для родителей: детям – сок, взрослым – вино.

– А это вы нам, что ли, праздник готовите? – снисходительно поинтересовался один из мальчиков, сопровождаемый еще несколькими ухмылявшимися «коллегами». – Ну-ну.

Началась и закончилась официальная часть в актовом зале. Ученики вернулись в класс. Начался некоторый беспорядок, потому что из-за присутствия родителей в классе было тесно. Родители потеснились: пропускали выпускников. Часть учеников застряла в толпе родителей где-то между дверьми и столом классного руководителя. Наконец настал более или менее порядок: дети сидели за партами, составленными буквой «П», родители ждали, когда учитель произнесет положенную торжественную речь и можно будет присоединиться к празднованию.

– Я хочу, – произнесла классный руководитель, силясь перекрыть стоявший в классе шум, – поздравить вас с этим светлым…

Но ее перебили. Уже упомянутый мальчик встал, произнес тост (явно подражая отцу) и, подняв бокал с соком, распорядился: «Ну, парни, за выпускной! Понеслась!» И понеслась: детям – сок, родителям – вино. Недовольных, между прочим, не было. Родителей все устраивало, а классный руководитель никак не прокомментировала происходящее. Возможно, не хотела портить «этот светлый день».

Кто виноват и что делать?

 Да пожалуй, никто. Понять школьную администрацию можно: палка о двух концах. Потворствовать родителям плохо, не прислушиваться к их мнению – еще хуже. Классных руководителей, всех трех, – тем более. Родители тоже хотели как лучше. Буквально старались изо всех сил. Более того, они-то не увидели в сложившейся ситуации ничего плохого. Но вот что делать… А надо ли вообще что-нибудь делать? Ведь все довольны. Никто, во всяком случае, не возражал и никакого возмущения не высказывал. А если бы возразили – что бы они могли предложить?

Рейтинг@Mail.ru