Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


Кириллова Светлана

Выдержит ли НСОТ игру на повышение?

С помощью новых систем оплаты труда можно увеличить средний заработок. Но, похоже, затруднительно существенно повысить зарплату тем, кто более всего в этом нуждается

Накануне нового учебного года двадцать миллиардов рублей, предназначенные для модернизации системы образования, ушли в регионы. Скоро учителя увидят, улучшилась ли их жизнь.

По словам министра образования Калужской области Александра Аникеева, главный риск проекта – несбывшиеся надежды учителей. И это правда. Главы субъектов РФ сулят педагогам повышение заработков на треть. А учителя видят перед собой все ту же зарплатную ведомость. Что меняется? Только цифры после запятой.
Но проект 2011–2013 годов сулит разочарования и образовательным чиновникам. До сих пор беды отдельных школ и отдельных учителей не могли бросить тень на цифры благополучной региональной статистики.
Например, в Ульяновской области среднестатистическая учительская зарплата?– 10 200 рублей, средняя по экономике?– 13 682 руб., а учитель сельской школы зарабатывает (реально) 5500 и меньше. Не потому, что он плох. У него нет учеников, а это «нет» проиндексировать нельзя. Итак, этот учитель не вписывался в статистику. Что делали руководители местного образования? Благополучно забывали про него.
Так чиновники от образования оказались в ловушке, расставленной задолго до того, как власть решила улучшить жизнь педагогов на 30%. В ходе предшествующего проекта надо было лишь отписаться о повсеместном введении НСОТ. Теперь регионы должны продемонстрировать, как работает эта новая система. И в канун нового учебного года многие наверняка ломают головы – как?
Даже в богатых и благополучных регионах остаются экономически отсталые районы и депрессивные города. В региональных рейтингах они ютятся где-то между точкой с запятой.
Но если раньше их предпочитали не замечать, то в 2011 году их усугубившиеся беды начинают портить общую картину. Даже статистически.
Возьмем Республику Саха (Якутия), где в образование всегда вкладывалась среднемесячная номинальная начисленная заработная плата якутского учителя в 2006 году – 11 772 рубля, в 2010 году – 23?848 рублей. Плюс повышение фонда оплаты труда на 30%. На бумаге все хорошо. В образцовых школах тоже все отлично. Но новый политический проект и необходимость отчитаться за 30%-ное повышение зарплат развязали языки кое-кому в республике.
Недавно председатель парламентского комитета по науке, образованию, культуре и СМИ Елена Голомарева заявила, что поднять уровень жизни якутских учителей до сих пор не удалось, несмотря на все финансовые вливания. По ее словам, «заработная плата почти 70% учителей немного увеличилась, но есть учителя, особенно в малокомплектных школах, чей заработок не только не увеличился, но, напротив, уменьшился». А председатель Якутской городской организации профсоюза работников образования Зоя Окоемова прибавила: зарплата многих учителей города Якутска (не какой-нибудь, заметим, кочевой школы в тундре) почти в два раза ниже официальной среднестатистической по республике.
Возможно, пришел момент, когда чиновникам аукнутся отчеты о 100%-ном введении НСОТ.
Но педагоги? Им снова не везет. Деньги для них есть. Для 30%-ного повышения, в общем, достаточно. Но принципы «в очередь, граждане!» и «каждому в руки» теперь не работают. Главным инструментом распределения средств стала НСОТ, обкатанная на экспериментальных площадках, в лучших городских школах. Но большинство российских школ не лучшие. Они – другие. И принципы распределения стимулирующего фонда в них не работают. Почему? Да просто этого фонда не было и нет.
В сущности, до сих пор никто не знает, как измерять и оплачивать труд скромной сельской учительницы. Но эта учительница проживет осень 2011 года, будьте спокойны. Скоро она повезет продавать поросенка, которого откормила летом.

Досье. Одно из самых крупных повышений зарплат (в рублевом выражении) ожидает учителей Ямало-Ненецкого АО, которым пообещали довести зарплату до средней по экономике (около 60 тыс. рублей). На Ямале принят закон о 30%-ном увеличении зарплат всем работникам школ (включая технический персонал). Руководители АО подсчитали, что среднемесячные заработки учителей после этого повысятся с 35 010 рублей (2010 год) до 45 513 рублей (2011 год).
Самое масштабное повышение (в процентном выражении) намечается в Калужской области. Там фонд оплаты труда увеличится на 40,8%. Правда, впечатляющих заработков у педагогов в Калуге не будет: средняя учительская зарплата поднимется с 14,3 тыс. руб. до 19,7 тыс. руб.
Самое странное повышение зарплат состоится в Калмыкии: в 2011 году в рес­публике было объявлено о 20%-ном сокращении фонда заработной платы бюджетников. Вскоре после этого СМИ оповестили, что зарплата калмыцких учителей повысится на 30%.
В самое трудное положение попали руководители образования Саратовской области. Они по собственному почину повысили зарплату педагогам еще в январе 2011 года. И теперь ломают голову, где изыскивать средства на индексацию и 30%-ное повышение фонда оплаты труда в 2012 году.

Рейтинг@Mail.ru