Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Меркулов Филипп

Июньский педсовет – творческий подход

А что, если во главу угла поставить профессиональное развитие педагога?

В июне принято проводить педсоветы. Есть традиционные темы: подведение итогов, отчет об успехах, проблемы неуспевающих. Но можно ли организовать итоговый педсовет так, чтобы не цифры и проценты перечислять, не дежурные фразы об усилении, укреплении и модернизации произносить, а в самом деле серьезно и искренне поговорить о прошедшем учебном годе, о радостях и трудностях? И разойтись на каникулы с готовностью работать иначе, экспериментировать. Словом, с желанием через пару месяцев снова войти в класс и начать увлекательный урок. Примерно в таком режиме уже не первый раз в начале лета проходит педсовет в красногорском лицее «Ковчег-XXI».

Рассчитывать на себя

Сегодня от учителя столько требуется и так мало ему дается, что он должен рассчитывать только на себя. И вкладывать в себя, в свое образование, профессиональное мастерство как можно больше. С одной стороны, все у него для этого есть: книги, интернет. Жаль, времени на это немного. Есть еще, конечно, разнообразные курсы повышения квалификации, но они напоминают организованную экскурсию. Все смотрят на одну и ту же картину, двигаются в одном темпе. Счастье, если экскурсовод подходящий встретится. А чаще бывает скучно и ничего потом не вспомнишь.
Педсовет – прекрасная возможность повысить квалификацию учителя. С одной стороны, рабочее время. С другой – можно устроить вместо организованной экскурсии вольные путешествия.
Вольности начинаются с выбора гостей, которые приедут на педсовет выступить, поговорить с учителями. Прежде всего это те, о ком в школе слышали что-то хорошее. Добрые вести «сарафанного радио».
В то же время это специалисты в тех областях, где педагогам действительно трудно разобраться самостоятельно. Свои проблемы учителя могут сами сформулировать (директор, группа организаторов постараются найти нужного специалиста), заказчиком темы имеет право выступить администрация. Завучу, посетившему за год множество уроков, видны общие «недочеты».
Например, педагог порой понимает, что урок не должен превращаться в лекцию с последующим вызовом к доске нежелающих. Но как по-другому его построить – не знает. И даже многочисленные описания игровых методик не дают ясного представления, как работают все эти хитрые приемы, действительно ли они помогают ребенку учиться или просто развлекают его. Специалист в области игровой педагогики поможет почувствовать на себе эффективность непривычных форм работы.
Российская школа довольно сильно отличается от европейских учебных заведений. А можем ли мы использовать зарубежный опыт ради пользы наших учеников? Увы, редкий педагог имеет шанс увидеть работу зарубежных коллег. Но вполне реально пригласить человека, который своими глазами видел французский или итальянский лицей, и вместе попытаться оценить потенциальную эффективность иноземных изобретений на родной почве.
Впрочем, не только школы других стран интересны учителям. Порой о соседней школе они знают не больше, чем об американской. Если на педсовет приедут группы педагогов из школ, отличающихся «лица необщим выраженьем», близких по духу, может состояться небесполезный обмен мнениями.

Поиски легкого пути

Известно, что любому человеку, а педагогу тем более, слушать куда труднее, чем говорить. Поэтому принимается решение, что на педсовете должен выступить каждый учитель школы. Человек свободно выбирает тему для выступления: то, что он считает самым крупным своим успехом в этом году или новым опытом, которым хочется поделиться, и в течение получаса рассказывает о своей педагогике коллегам, демонстрирует лучшие детские работы. Это не доклад на конференции – просто разговор из серии «недавно я попробовала» или «а я делаю это так». Эффект подобных посиделок для пробуждения внутренних сил учителя огромен. Преподаватель, работавший много месяцев тихо и незаметно, становится героем дня, человеком необыкновенным, значительным. Его опытом интересуются, записывают, задают вопросы. Из послушного исполнителя (программы, административной инструкции) он превращается в ценного сотрудника.
Кстати, в процесс включаются не только педагоги, но и обычно стоящие особняком сотрудники бухгалтерии и отдела кадров. В конце концов, они тоже члены коллектива и им есть что рассказать, к примеру, о пенсионной реформе или о новшествах КЗОТа. Может, и не очень педагогично, зато юридически грамотно.

Основа гражданского общества

В развитом гражданском обществе люди объединяются по интересам. Добровольные сообщества единомышленников – воздух демократического мира. Так же как и демократической школы. Учителей надо всеми силами втягивать в этот процесс неформального объединения как с представителями «внешнего мира», так и со своими же коллегами. Крепкая дружеская сеть позволяет преподавателям осознанно искать и формулировать собственные интересы, вынуждает учитывать интересы детей, а значит, госзаказ перестает восприниматься как единственная и непререкаемая истина.
С этой точки зрения структурно педсовет удобно разделить на две части. Первая половина (утреннее время) – выступления «внешних» специалистов, экспертов, специалистов. Перерыв на чай и кофе обеспечивает после лекций возможность «кулуарного» общения, личных диалогов. Вторая половина дня – выступления своих учителей. Торопливые гости уедут, любопытные останутся послушать хозяев. А материалы утренних заседаний будут многократно упомянуты, оспорены или подтверждены в каждой группе. А иначе зачем было сидеть на педсовете?


Если вы решили попробовать, то...

…организуйте процесс так, чтобы одновременно выступали несколько человек в разных кабинетах. Учителя, конечно, станут настаивать на желании услышать все, и поподробнее. Но зато им придется выбирать, формулировать собственные приоритеты, пристрастия. Кроме того, дискуссии и обсуждения в малых группах гораздо эффективнее и плодотворнее. Убедившись в этом на собственном опыте, преподаватели чаще будут использовать групповую работу на уроках, дадут и ученикам право выбора.

…предложите учителям заранее познакомиться с печатными работами приглашенных специалистов (обычно достаточно указать координаты соответствующих сайтов), чтобы люди представляли, о чем пойдет речь, какова позиция докладчика, стоит ли прийти его послушать. 

…привлечь в школу интересных людей из внешнего мира можно, опираясь не только на личные связи, но и разместив объявления в социальных сетях. Посещаемые многими учителями блоги ЖЖ, интернет-педсовета помогут распространить информацию быстро и целенаправленно. 

…включите в педсовет элемент игры. Пусть учителя – взрослые, все же они остаются людьми азартными. К примеру, если за каждого слушателя на выступлении педагогу будет обещана награда (например, по прянику за человека), это заставит докладчика подумать над привлекательными интерактивными формами, представить себе целевую аудиторию – полезные профессиональные навыки. Своего рода тоже повышение квалификации, педагогический практикум. 

…заранее смиритесь с тем, что четкая организация, жесткое соблюдение временных рамок не совместимы с вольной дружеской атмосферой в коллективе. Где-то диалог не получился – люди разошлись пораньше. Где-то, напротив, народ так разговорился, что не выгонишь из кабинета. Старательно подготовленная программа постоянно рушится. А совсем без плана тоже не жизнь. Люди должны понимать, что где происходит, каковы перспективы хотя бы на ближайшие часы. Для оперативного распространения информации можно повесить в коридоре, в самом «проходном» месте, большой лист, на котором вначале появится «идеальный», запланированный и продуманный распорядок дня, а затем в зависимости от меняющейся ситуации диспетчер (кому-то из педагогов придется пожертвовать образовательными интересами) яркими фломастерами будет постепенно вписывать новое, реальное расписание, хотя бы на час вперед. Такие же примерные планы стоит вручить участникам педсовета, чтобы они вносили туда самостоятельные правки, намечали личные схемы проживания педсовета. 

…вдохновляя учителей на активное участие в педсовете, все же подумайте о формах обратной связи. Что, собственно, педагоги поняли, открыли для себя в итоге, какие выступления, семинары оказались наиболее популярными (пусть напишут хотя бы по пять строк о каждом выступающем)? Это будет важно при планировании следующего внутреннего «курса повышения квалификации».

Рейтинг@Mail.ru