Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

«Переживание за школу нас объединяет»

Учитель и ученик. Встреча на страницах газеты

Лето! Помимо многих плюсов для нас, редакции «ПС», оно отмечено и таким: нам больше пишут.Учителя наконец-то находят больше времени нас читать. И сообщать: «Работая в пришкольном лагере, мы открыли для себя вашу газету»… «Ушла в отпуск и взялась за последние номера»... «Сижу дежурю в коридоре и читаю».И даже писать большие письма. Одно из них перед вами, оно пришло в ответ на публикацию письма Левона Бабаяна, ученика 11 класса в «ПС» № 10. Оригинал письма учителя передан адресату. Адресат не возражает, если и это письмо будет открытым.

Дорогой Левон! Прочла твое письмо и хочу сказать тебе: большое спасибо! Может быть, и меня сочтут недалекой и наивной, но я представила, что ты сейчас у меня дома и мы с тобой разговариваем, и совсем не важно, что ты ученик, а я учитель. Общее переживание за школу нас объединяет.
…История с порванным рисунком меня поразила, хотя я давно заметила, что ребята не любят вспоминать свои годы в начальной школе или вспоминают негативные случаи. А в учительской учителя из начальной школы всегда обаятельны, улыбчивы, сердечны. В чем же дело?
Думаю, в понимании профессионализма. Когда я только начинала работать в школе, мне напрямую говорили, что я напрасно общаюсь с учениками вне уроков, что я никогда не буду иметь авторитет серьезного учителя, что я разлагаю дисциплину и подрываю авторитет других учителей… Диктаторский крик, доносящийся из класса, не уходит из школы.
И вот какой парадокс. Каждый год на последнем уроке года я во всех классах, где работала, задавала один и тот же вопрос: что понравилось и что нет на моих уроках? Много чего писали, но во все годы повторялось это: «Надо быть не такой доброй, а строгой и даже злой», «Надо выгонять и ставить двойки тем, кто не хочет учиться». И каждый год я спрашивала: зачем? Неужели учитель с перекошенным от злости лицом вам нравится? Оказывается, да, есть много детей, которые нуждаются в окрике, двойке, той самой палке, при которой они и начинают учиться. Но ты совершенно прав: тогда это бессмысленно проведенное в школе время.
Откуда же такая потребность в ощущении сильного над собой? У некоторых это из семьи, а у большинства из начальной школы. Ученик при переходе в среднюю школу из начальной к самостоятельности и демократизации отношений не готов. А в старшей уже и не хочет собственной ответственности. Вот и ты пишешь, что тебя заставляла мама читать, учителя «заставляли знать базу», а где ты сам?
…В детстве мы ездили с папой-военным по гарнизонам, я сменила девять школ за десять лет, и если бы я ждала, когда мне встретится взрослый, который будет учить меня учиться, я бы не научилась ничему. Я даже не помню своих учителей. Порой подолгу не ходила в школу, потому что школы рядом не было, а потом сдавала экстерном. Много читала, дома и в библиотеках, компьютеров ведь тогда не было. Привычка самостоятельно добывать знания здорово помогла мне. А на дороге жизни мне встречались интересные люди, они не были учителями, но я училась у них многому! Так что не переживай, не все потеряно! Конечно, жаль, что жаждущая старшего друга душа твоя не встретила его в юном возрасте, но, может быть, и ты не рвался навстречу?
…И еще про учителей. Часто они боятся чего-то не успеть, недоделать, недоучить, недотребовать, а главное – боятся человеческой открытости. Хотя никакого интересного урока не получится, если его будет проводить учитель с закрытым сердцем.
Я не боялась – и многое успела. Почему не боялась? Не только потому, что «ниже учителя не сошлют, выше учителя не подняться», нет. Мне знакомо счастье внутренней свободы.
Не боюсь чего-то не успеть сделать на уроке – о самом важном все равно успеем поговорить. Не боюсь окунуться в свое детство и поделиться переживаниями с учениками, не боюсь, что упадет мой авторитет, даже не думаю, есть ли он у меня вообще. Не боюсь, когда дети говорят «не по теме» или я вынуждена признаться, что не знаю ответа на их вопрос. Даже когда некоторые родители говорят, что такие учителя, как я, не нужны школе, – не боюсь. Это они не правы, когда требуют только учить и никаких посторонних разговоров. Потом сами же приходят ко мне просить помощи в минуту конфликта с ребенком. Не боюсь ЕГЭ, администрации, начальников… я бы на месте вузовских преподавателей педагогики и психологии крутила студентам фильм Марка Захарова «Убить Дракона». Не буду распространяться почему, посмотри сам!
…И знаешь, Левон, мне тоже всегда хотелось приходить в школу утром и радоваться встрече с моими учениками. Поэтому я приходила и радовалась!
И мне тоже хотелось, чтобы все ребята, которые учились в нашей школе, вспоминали ее с теплом и благодарностью, хотя и я встречала много обид на учителей, на школу. Только ведь учителям тоже нужна поддержка. Интерес учеников к ним как к людям, а не только как к учителям. Поэтому мы в школьном пресс-центре всегда берем у них интервью, чтобы открыть их с другой стороны – кто из учителей как лето провел, например, чем увлекается, как живет вне школы. Эти материалы всегда самые лучшие.
Помимо того, мне хотелось бы надеяться, что когда-нибудь власть, многочисленные в нашей стране «министерства образования» поймут, что школа существует не для чиновников. Не только учитель, как ты, Левон, пишешь, но и школа существует для детей. Школа должна развиваться в сторону поддержки детей, а не в сторону обслуживания запросов начальников всех уровней. Школа не может и не должна идти в ногу с приказами свыше, иначе она погибнет сама и погубит детей.
Уже сегодня так тяжело читать горькие переживания за школу наших учеников!
А тебе, Левон, еще раз спасибо за письмо. Желаю, чтобы ты выбрал для себя занятие по душе, только тогда ты не будешь жалеть о том, что многого не успел или зря потратил время жизни.
И еще: если ты сомневаешься, что я существую на самом деле, можешь позвонить мне на домашний телефон и приехать в гости. (В оригинальном письме адрес и телефон прилагаются. – Ред.)

Юлия ЗАЙЦЕВА, школа № 16, г. Балашиха

Рейтинг@Mail.ru