Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

М.М.Безруких
Родитель и учитель: как понять друг друга и помочь ребенку
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010


Родители и педагоги обычно стремятся наладить сотрудничество в интересах ребенка. Но их взаимодействие то и дело омрачается взаимным непониманием, претензиями и упреками. Это объяснимо: все мы разные, каждый со своим представлением о благе ребенка, со своим складом характера и манерой общения. К тому же видим ребенка в непохожих ситуациях. Для одних это сын или дочь, для других – ученик, старательный, упрямый, непоседливый. Наверное поэтому в заголовок вынесено слово «понять», что, на взгляд автора, означает научиться находить общий язык и при этом «не потерять уважения к себе и сохранить уважение к другому».
В книге рассматриваются типичные ситуации, чаще других чреватые несовпадением интересов, а то и конфликтами между родителями и педагогами. Например, родительское собрание, и в главе, ему посвященной, описаны до боли знакомые каждому сценарии конфликтов, зачастую разгорающихся просто на пустом месте.
Автор перечисляет причины, побуждающие каждую из сторон идти на обострение отношений. Родители с опаской и недоверием относятся к школе, подозревают учителей в пристрастности. А те в свою очередь, устав от необоснованных, на их взгляд, требований, стремятся настоять на своем. Кстати, самая взвешенная (оттого что самая уязвимая?) позиция у детей. Они считают большинство подобных конфликтов деструктивными и всеми силами стараются их сгладить.
Чтобы не доводить дело до конфронтации, автор предлагает освоить принципы эффективного общения, которые пригодятся как учителям, так и родителям. Освоив эту непростую науку, взрослые смогут преодолевать разногласия как на родительских собраниях, так и в разговоре один на один.

А.И.Дедушка
Психологическая работа с подростковыми группами
СПб.: Речь, 2008

Тем, кто знаком с книгой этого автора «Как научить детей дружбе», может быть, интересно более подробно узнать о системе выстраивания взаимоотношений в детско-взрослой группе. В книге описан реальный опыт летнего лагеря, в процессе которого приживаются принципы и складываются отношения, которые потом становятся основой для воспитательной работы всей школы.
Центральным звеном выбрана система коммунарской методики, а значит, коллективных творческих дел. Приведен годовой план работы, в котором по месяцам расположены основные дела: День города, экологическая неделя, день рождения дружины, Новый год, День защитников Отечества, Восьмое марта, Масленица, игровой сбор. Все с краткими пояснениями относительно проведения того или иного праздника. Отдельно и подробно проанализированы организационные формы работы: последовательность этапов, возможные варианты в зависимости от целей, принципы соуправления.
И наконец, детальное описание того, как проходит сам летний лагерь. Целый раздел посвящен моменту запуска работы – от выбора участников и организационного периода до тщательного разбора коллективных творческих дел на самом первом этапе. От эмоционального настроя этих первых дней зависит вся дальнейшая работа. А строится она в соответствии с тематикой: Законы дружбы, Объекты дружбы, Родная природа, Виды искусства, Педагогические способности.
В каждой теме – описание различных праздников, упражнений, игр, дискуссий, конкурсов, заданий. Они сопровождаются пояснениями: продолжительность, количество участников, на что обратить внимание ведущим, чем лучше предварить мероприятие и как закончить. Вплоть до отрывков из сценариев игр.
Вместо заключения приведено описание одного дня из жизни лагеря.

Рейтинг@Mail.ru