Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИСПЫТАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЫПУСНИКОВ


На всякий случай

Результаты тестового экзамена в большой степени зависят не только от уровня знаний ученика, но и от его умения сконцентрировать внимание, работоспособности, уверенности – одним словом, от элементов его психической организации. Что, мягко говоря, несправедливо. Ведь жесткий регламент экзамена дает преимущества, например, «жаворонкам» перед «совами», визуалам перед аудиалами; оставляет меньше шансов слишком медлительным детям или тем, у кого доминирует правое полушарие.


Подобные «недостатки» можно попытаться по возможности минимизировать с помощью родителей и педагогов на этапе подготовки и во время проведения экзамена. Но давать рекомендации, даже самые мудрые, не слишком эффективно: старшие подростки редко выполняют указания взрослых. Лучше привлечь их самих к выработке стратегии подготовки и сдачи экзамена.
С учеником можно обсудить его наблюдения над собой. Например, в какое время суток его работоспособность повышается. И на основании этого спланировать режим подготовки в последние дни перед испытанием.
Не менее важно научить подростка планировать ход работы. Пусть потренируется спокойно пропускать то, что вызывает слишком большие затруднения, к этим заданиям можно вернуться на втором круге. Болезненнее всего этот прием воспринимают отличники-перфекционисты, внутренне настроившиеся на сто баллов. Кстати, не для всех часть А окажется самой легкой. Правополушарные дети с их образным мышлением с трудом справляются с заданиями, требующими лишь формальной логики. Им может быть полезно начать с менее формальных частей В и С.
Неуверенные в себе дети тоже склонны «застревать», будучи не в силах остановиться на том или ином варианте ответа. Некоторые ребята вообще с трудом заставляют себя приступить к выполнению заданий. Своеобразной «подпоркой» их самоконтролю может стать галочка напротив каждой победы – выполненного пункта.
При подготовке полезно обратить внимание ученика на то, в какой форме он легче воспринимает информацию. Если на слух, то можно не только прочитывать задание про себя, но и шепотом его проговаривать.
Немаловажная часть работы – проверка. Особенно большие проблемы здесь испытывают гиперактивные ребята и те, кто страдает от излишней тревожности. Некоторым помогает игровой прием: нужно представить, что проверяешь чужую работу.
Есть среди подростков и такие, кто очень быстро устает по сравнению со сверстниками. Час-полтора напряженной работы – и у них резко снижается уровень умственной активности, очевидные вещи вылетают из головы, нелепые ошибки следуют одна за другой. С такими ребятами нужно договориться заранее, что при приближении подобного состояния нужно спокойно отложить работу, закрыть глаза и расслабиться на пять-семь минут. Если подросток поймет важность индивидуальной переменки, он наверняка подберет себе максимально эффективный способ релаксации.

Рейтинг@Mail.ru