Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


«...А помним ли мы сами, что нам было нужно в школе? Разве это не было уважение со стороны учителей, внимание к нашим проблемам, хоть какая-то вера в нас?»

Сколько ни размышляй о том, каким быть учителю сегодня, какими другими стали дети, программы, производственные отношения, – истина куда-то ускользает. Стали функционал читать – параметры не понравились. Взялись Кодекс учителя составлять – перессорились. Как аттестация – слезы; как конкурс – недоумение. Словно есть какая-то настоящая правда об учителе, а никто ее в расчет не берет, даже назвать не может. То ли дело называть проблемы учителя. Это – да, но не будем начинать. Ведь заранее известно, какая будет первой: дети не хотят учиться.
Строго говоря, при чем тут учитель, это же дети не хотят. Учитель-то всеми силами хочет и старается их обучить. Но такая вот удивительная профессия у нас: только вместе, действуя заодно, мы можем достичь успеха, в том числе личного. И если дети не хотят, «все плохо».
Про грамотные отношения с детьми (сотрудничество, взаимодействие, сотворчество и пр.) уже столько слов сказано, что не дело искать новые. Да и не в новизне сила. В той самой правде, которая порой случается в детско-взрослых отношениях. У педагога, способного к правдивым отношениям, ровным, уважительным, открытым. Мы публикуем два
материала, которые сошлись в редакционном портфеле случайно, но явственно окликнули друг друга: своими раздумьями о главной проблеме педагога делится учитель информатики Владимир Погодин. И поразительным образом перекликаясь с современным учителем, знаменитый немецкий педагог XVIII века Кристиан Зальцманн пишет о необходимых для воспитателя качествах. Словно люди с одинаковым отношением к профессии нашли друг друга. Словно протянули руки через века. Словно на самом деле есть великая вечная педагогика, как есть великий театр, великие книги, великое кино.

Многие трудности преподавания обусловлены и тем, что учителя пытаются работать с детьми как с объектами. О, если бы в детей можно было что-то «заложить»,  это было бы давно сделано!
А помним ли мы сами, что нам было нужно в школе? Разве это не было уважение со стороны учителей, принятие вас как личности, внимание к вашим проблемам, теплое отношение, хоть какая-то вера в вас? Или вам не нужно было, чтобы вам говорили правду, надеялись на вас, доверяли? Поэтому на вопрос о том, почему учитель быстро изнашивается, отвечу: он не ориентируется на потребности ребенка, находящегося в школе. И ребенок ему «мешает».
Что же нужно ребенку? Конечно, я не беру в расчет ответ «чтобы все от меня отстали», хотя дети тоже устают и им тоже необходимо отдыхать и восстанавливать силы. И сразу отметаю такие спекулятивные моменты разговора о детях, как хорошо переработанная ложь и плохо переваренный пафос. Но мне кажется, я знаю, что надо делать с детьми, чтобы у вас получалось, вы развивались, чтобы смысл работы в школе не утрачивался.
Внимание. Ребенок в школе редко чувствует деликатное внимание к себе. Зато часто видит внимание надзирающее и контролирующее. Учитель внимателен не к ребенку, а к тому, что тот делает, а также к тому, что он должен делать. И внимателен чаще не деликатно, а навязчиво. Все эти вызовы к доске, «самостоятельные» и контрольные работы, безальтернативные домашние задания… И если детей не слушают, они перестают слышать.
Принятие. Детям не так уж обязательно, чтобы учитель всегда их одобрял. Но признание за ним права на существование его собственных взглядов и демонстрация этого признания – необходимы. И если отрицают их взгляды, чувства, они воспитывают в себе защитные реакции и уходят от нас – прямо или косвенно.
Уважение. Чаще всего наблюдаемая в школе модель управления «сверху вниз» не способствует тому, чтобы ученик убеждался, что его уважают. Он демонстрирует «служебное почтение» к нам, не будем обманываться на этот счет.
Вера. Ученику нужно, чтобы в него верили. Хотя бы на сколько-нибудь. Но мы никого не балуем: эх ты, не смог, не получилось, не дано тебе. Да, иногда неверие способно толкнуть к тому, чтобы «всем доказать». Но лишь иногда дети в большинстве своем склонны соответствовать ожиданиям – даже тем, которые взрослыми не осознаются.
Доверие. Дети тонко чувствуют границы, по которым люди доверяют друг другу, и не склонны требовать того, чтобы им доверяли больше, чем они того заслуживают. Но очень ценят проявление доверия, когда по каким-либо причинам его не оправдывают. И если в ответ получают обвинение, то падают шансы не только на доверие, но и у доверия.
Надежда. В какой бы ловушке ни оказался ребенок, как бы он ни обманывал ожидания взрослых, это не повод опускать его в эту ловушку навсегда и показывать, что надежды нет. Ростки надежды порой очень хрупкие, но я не знаю случая, когда какое-нибудь «вдруг», меняющее положение дел к лучшему, не имело в своей основе чью-то надежду.
Честность. Очень часто ученики видят, что учителя притворяются кем-то. Причины самые разные, только ни доверию, ни уважению неискренность не способствует. Когда дети распознают лицемерие, они не склонны помогать учителю с этим справиться – обычно они отстраняются.
Свобода. Часто говорят, что свобода в школе – это утопия, потому что дети хотят разного, вообще распустятся. Но дети, присмотритесь, предъявляют запрос на «свободу от» – от деструктивных воздействий взрослых и «свободу для», в том числе – свободу устанавливать ограничения в школе самостоятельно или во взаимодействии. Они в состоянии это делать. А воздействие старших может превратиться во влияние, в котором нет сравнения ценностей одних и других.
Тепло. В тепле дети расцветают по-настоящему, становятся способны к учению и реализации себя. И это тепло может не становиться удушающей жарой теплицы, в которой растениям разрешено расти только так, как видится садовнику, и которая в итоге выращивает плоды, из которых нельзя извлечь семена.
Именно воодушевляющее тепло учителя, в основе которого доброта, превращает все изложенное не в «инструкцию по выполнению», а в личный выбор каждого взрослого, общающегося с ребенком. И я верю, что выбор учителя может дать детям то, что им действительно нужно, а себе – то, что по-настоящему нужно себе. С учетом того, что потребности учеников и учителей взаимосвязаны.

Владимир ПОГОДИН, учитель информатики

Рейтинг@Mail.ru