Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

«...Чтобы прочитали учителя и что-то изменили в своей работе»

Речь выпускника, которая была написана, но так и не прозвучала на празднике Последнего звонка

Школа волнуется раз, школа волнуется два – столько подготовок, репетиций, событий прошло в эти дни – май для учителей всегда хлопотливый, насыщенный и по-особому праздничный месяц. Черта под очередным учебным годом фактически подведена, осталось посчитать «итого». Вопрос: какими мерками пользоваться? А то возьмешь одну – все супер-пупер получается, воспользуешься другой – просто черт знает что такое. Или уже надо кончать с этой зависимостью от посторонних мерок?
Ведь о необходимости нормального, не марионеточного учителя нам пишут даже ученики!
Прочтите… 

Публикация статьи произведена при поддержке группы компаний «Гранд Мастер». В широкий спектр предложений группы компаний «Гранд Мастер» входят услуги ремонта и отделки жилых помещений в Москве и Московской области, будь то ремонт ремонт квартир в Одинцово или коттеджей в Долгопрудном. Индивидуальный подход к каждому клиенту, использование современных строительных материалов и оборудования, большой опыт работы и профессионализм работников группы компаний «Гранд Мастер» являются гарантами того, что все предоставляемые услуги соответствуют самым строгим стандартам качества и надежности. Узнать больше о предложении группы компаний «Гранд Мастер» и увидеть фотографии выполненных работ можно на сайте http://www.remont-grand.ru

Итак, письмо: «Если эти мои слова прочтут учителя, они, я уверен, скажут: дебил какой-то написал, строит из себя. Но я очень хочу, чтобы мои мысли, может, неуместные, может, глупые, прочитали учителя. И что-то изменили в своей работе.
…Человек приходит в школу в возрасте 6–7 лет, пока еще ничего из себя не представляя, не зная, кем он хочет быть и что принесет ему судьба. Но тут появляются важные для него люди – учителя. Они приходят с уже готовыми принципами и требованиями, они знают, чего хотят, и начинается обработка.
Когда я учился во втором классе, я решил взять свой рисунок домой, чтобы исправить его. Но когда я принес его в школу, учительница разорвала его на глазах у всего класса. Это был ужас. Так она хотела сказать, что брать работу домой нельзя. Но это было такое унижение!
Я знаю: если тебя кто-то унижает, ты хочешь сделать так, чтобы человек понял, что его попытки напрасны. В этом-то и суть человеческая. В том, что надо постоянно подниматься по лестнице. Не стоять на месте и ждать, пока за тебя кто-то заступится или когда учитель передумает и больше не будет тебя обзывать.
Ну, второклассник, конечно, еще ничего не соображает, ничего доказать не может. Но ведь мы и сейчас не готовы. Из школы выходит человек, который уже не хранит уважение к себе, который чувствует себя побежденным. Это плохо, но сохранить самоуважение, не дать ему погибнуть под постоянными упреками – трудно.
Вот я смотрю на своего отца: он ездит на работу, он привозит деньги, еще что-либо, балует кого-то. Я тоже хочу это делать. А если меня прилюдно унижают, высмеивают мои старания – так можно вырасти черствым и несчастным. Я постоянно этого опасаюсь. И говорю себе: надо пережить все, надо переступить через границы учительской власти, если можно так сказать. Внушаю себе постоянно: у меня достаточно сил и мотивации, чтобы спасти себя.
А чего от меня добивались все эти годы учителя, я так и не понял. Конечно, их задача – дать знания. Но они почему-то дают знания не тем путем, которым бы хотели воспринимать ученики. Я хочу, чтобы учитель не кричал, что, дескать, и так все всем давно понятно и все это элементарно. А чтобы спокойно дал понять, что вот это не надо писать, а это писать надо, что так получится, а так нет и почему. А крик вызывает во мне страх. Я под страхом ничего не могу.
За годы учебы в школе у меня в воображении родился вымышленный персонаж, что-то вроде идеала, такой человек, который смотрит на все с лучшей стороны и пытается не замечать недостатков. Тем самым он как бы отсекает от себя все плохое. Но он не какой-нибудь «эмо», нытик, вечно недовольный, наоборот, он знает, что плохого вокруг очень много, но не надо приобщаться к нему – не надо даже в мыслях! Лучше сиди дома, читай книжки.
Я в жизни прочитал очень мало книг, признаюсь честно. И те читал только потому, что меня заставляла мать. Опять же: не учителя. И это самое печальное про школу: ей не до меня.
Учителя заставляют знать базу. Например, выучить таблицу умножения. Ты зубрил, зубрил, вызубрил, пришел в школу, умножил пять на пять, молодец, двадцать пять, получи законную пятерку. И так же точно все остальное образование. Ты пришел в школу, выдал дозу информации, вернулся домой, сел учить. И все.
Не хватает там учителя, сильного умного человека, который зовет меня учиться не криками и принуждениями, а своим надежным отношением, дескать, сынок, смотри, как интересно все устроено.
Когда есть ученик и есть учитель, между ними не может быть только деловых отношений, обязательно должно быть нечто большее – над ними, вокруг них. Чтобы ученик мог посоветоваться и услышать спокойное и уверенное: так-то, мол, сынок, и так обстоят дела на свете.
Мне даже кажется иногда, что я хотел бы стать педагогом. Но нет, как только представишь себя в учительском коллективе, гонишь мысли прочь. Чего доброго, сам станешь черствым, зациклишься на своем предмете: «А почему домашнее задание не сделал… а почему мало… а с какой стати не был… а как это – без учебника… что значит – не понял, все поняли, а ты нет» и так далее.
Все это я считаю бессмысленным и большую часть времени, которое я провел в школе, считаю бессмысленно потраченным. В самом деле, зачем? Я все учу дома, а проконтролировать меня может и компьютерная программа – хотя бы без нервотрепки.
Сейчас многие школы называют себя «школа будущего». Но вы только представьте свое будущее вот таким забитым и затюканным!
Я бы хотел, чтобы люди приходили в школу и радовались: классно, я пришел в школу, как мои друзья, я встречусь с учителями, к которым хочется бежать бегом, тут я всегда ощущаю свой рост! Ничего такого нет.
Я спрашивал многих школьников: хочешь ты ходить в школу или не хочешь? И знаете, кто хочет? Единицы, у кого в школе есть любимый учитель. Поясню: это такое исключение. За его спиной другие учителя постоянно его обсуждают: во-от, встал на одну доску с учениками, авторитет липовый, ох, не доведет его эта политика до добра.
Я вот уверен, что доведет, на все сто уверен, как никогда. Потому что этот учитель не для себя, а для детей».

Левон БАБАЯН, ученик 11 класса

Рейтинг@Mail.ru