Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2011
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ


Казанцев Владимир

В пространстве чувств и впечатлений

В  педагогической речи все чаще встречается выражение «расширение жизненного пространства ребенка», под этим подразумевается выстраивание более разнообразной среды его развития. Действительно, это важно: современный ребенок очень стеснен в общении с окружающим миром, в то же время все проблемы конкретного человека проистекают из того, где он проводит границу между собой и окружающим миром. Чем обширнее пространство самоотождествления человека, тем большее содержание мира человек осознает как свое, тем он свободнее, тем меньше у него проблем.
Разумеется, истинной средой обитания личности являются вовсе не физическая реальность и не социальная среда – но те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. Собственно, это и есть жизненное пространство человека в строгом смысле слова. Например, расстояние от дома до школы для ребенка не равно расстоянию от школы до дома, поскольку дом притягивает, а школа отталкивает. Или так: физическое пространство его жизни могут составлять десять квадратных метров, но жизненное пространство может распространяться до космических пределов. То есть широта жизненного пространства связана с мировоззрением личности.
Но как может развиваться система представлений о мире, если ребенок взаимодействует с ограниченным количеством людей и объектов, всегда выступает в какой-то одной роли, воспринимает события только в чужой интерпретации? Хотя как раз детство и подростничество – период наиболее бурного структурирования жизненного пространства, период стремительного накопления знаний о мире и о самом себе. И в зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.
Самая узкая территория Я – уровень «маска», человек предъявляет окружающим только часть себя, он больше ничего про себя не знает. Такая маленькая граница становится источником конфликтов, потому-то в педагогике полезно все, что расширяет пространство Я ребенка, дает сознание единства с другими людьми и миром в целом. А самая широкая территория Я – отождествление себя со Вселенной, расширение пространства своего Я до бесконечности. Ключ от человеческого счастья здесь: включенность и широкое взаимодействие с миром.

Рейтинг@Mail.ru