Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

В НАПРАВЛЕНИИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


Природа знания лучше всего открывается... на природе!

Здесь каждое занятие становится интегрированным

С каждым теплым весенним днем все труднее оставаться в классе. Так почему бы не отправиться с учениками на вольный простор? Не просто погулять, конечно. Научиться многим важным умениям – и тем, которые записаны во всевозможные предметные программы, и универсальным, необходимым для человеческой жизни.

Школьный двор и околица

Первые экскурсии не обязательно должны быть дальними. Достаточно внимательно исследовать школьный двор, окрестные парки, бульвары, сады. Именно так поступают Светлана Гончарова и Любовь Ерохова, преподаватели естественно-научного цикла из Князевской школы (Татарстан). Весной они выводят малышей на пришкольный участок, чтобы те узнали, как называются все эти расцветающие деревья и кустарники, как ухаживать за ними. Отличное повторение пройденного за год, соединение строчек учебника с живой реальностью. А еще ученики осваивают полезные для будущих далеких экспедиций умения, например, работать с маршрутным листом, пользоваться определителем растений.
Перед началом экскурсии старше­классники-добровольцы, не забывшие свое неопытное детство, пробегают по маршруту (благо его длина не превышает 2–3 километров) и развешивают в нужных местах указатели, схемы, расставляют лабораторное оборудование.
Ничего экзотического малыши не увидят. Но возле березы они с удивлением прочитают на табличке, что существует 140 видов привычного дерева. Придется выяснить точное имя хотя бы этой, растущей прямо под окном кабинета. Висящая на ветке кормушка – проверка наблюдательности и орнитологической грамотности. Клумба с цветами – прекрасный повод научиться определять кислотность почвы, способы влиять на этот важный для растений показатель. Елка позволит проверить, смогут ли ребята сосчитать возраст дерева. Кусты смородины, яблони – все привычное, оказывается, хранит тайну, чудо открытия. А уж если неподалеку есть пруд, небольшая речка – сколько возможностей для экологических исследований (степень загрязнения воды, источники загрязнения, меры по очистке и профилактике), наблюдений за водной флорой и фауной.
Идти по маршруту можно всем вместе, а можно небольшими группами, парами (или даже в одиночку). В этом случае ребята представляют друг другу свои результаты (например, небольшую видео- или слайд-презентацию: снимать на мобильный телефон умеют и первоклашки, а смонтировать помогут все те же старшеклассники) или участвуют в викторине (аукционе), вопросы которой связаны с заданиями экскурсии.
Окрестности школы, конечно, хорошо знакомы местным ребятишкам, однако, чтобы попасть точно в назначенное место, придется определить азимут, посчитать шаги. Так прогулка становится походом.
Походы постепенно удлиняются, переносятся в пригородные леса, в природные заповедники. Результаты измерений и наблюдений воплотятся в красочных буклетах, путеводителях, с помощью которых другие путешественники через год совершат свои открытия, идя проторенными тропами.

Суета вокруг муравейника

Целью научной экспедиции может стать даже один-единственный объект, на первый взгляд достаточно заурядный – муравейник, к примеру. Оказывается, он представляет интерес для многих ученых – половину школьных предметов придется вспомнить, считают педагоги Аксеновской школы Тамара Крылова (преподает биологию и химию), Надежда Гайтанова (географ), Светлана Русакова (физик и математик). Это ведь только в учебном расписании физика и биология на разных строчках записаны, а в природе, в жизни – все сплетено, все целостно и гармонично.
Вернемся к муравейнику. Привычные и даже многим несимпатичные рыжие муравьи. Удивительно одаренные миниатюрные создания! И архитекторы, и инженеры, и животноводы (люди разводят коров и коз для получения молока, муравьи – тлей для получения сахара), граждане своего государства, заботливые родители. А сколько пользы от них лесу: и вредителей уничтожат, и семена разнесут, и почву облагородят. Так по крайней мере написано в учебнике. Только нет ли здесь преувеличения?
Ученики делятся на научные лаборатории – в соответствии со своими интересами. Географы описывают окрестности муравейника, выясняют, в каком климате живут его обитатели, какие ветра их обдувают, откуда и куда течет вода. Рисуют подробную карту, с указанием видов растительности (потребуется консультация биологов). Говорят, что по муравейнику легко определить стороны света. Обычно он располагается с южной стороны дерева, и пологая часть муравейника всегда с южной стороны (так теплее). Проверяем примету при помощи компаса.
Химики анализируют состав почвы рядом с муравейником и на некотором расстоянии от него. А еще их интересует муравьиная кислота, известное целебное средство. Что же в ней полезного?
Биологи, наблюдая за муравейником, пытаются раскрыть секреты жизни его обитателей, проследить их тропы. Как муравей находит дорогу домой? По запаху? По следам? Проводятся эксперименты, делаются выводы.
Физики также внимательно вглядываются в суету насекомых. Считается, что по поведению муравьев можно предсказывать погоду. К примеру, если весной муравьи по воткнутой в кучу веточке до самого верха добегают – быть в эти сутки теплу, а если только чуть поднимутся и назад в муравейник спешат, еще с неделю прохладно будет. Следующая весенняя примета: если муравьи возбуждены – разбегаются в разные стороны, поднимаются на деревья, ползают по ним вверх-вниз, направляют свои усики в разные стороны, переселяются на новые места – быть сильному паводку. Есть приметы всесезонные: муравьи прячутся в муравейнике – к дождю. В муравейнике открыты ходы, насекомые оживленны и деловиты – к хорошей погоде. Но ведь существуют физические приборы, позволяющие предсказывать погоду. Делаем измерения, сравниваем с муравьиным мнением. Завтра выясним, кто был прав. Температура и влажность внутри муравейника и снаружи, температура почвы возле муравейника и на краю поляны – почему эти показатели отличаются? Советы физиков помогут сделать предварительные выводы.
Математики определят высоту деревьев вокруг муравейника (они почти наверняка окажутся выше соседей благодаря усилиям мелких насекомых), высчитают объем муравьиного жилища (с учетом подземной части), сколько туда помещается жильцов. Пользуясь данными биологов, вычислят площадь кормового участка.
Сделанные во время экскурсии записи ученики дома обработают и представят свои доклады на школьной конференции.

Безопасное путешествие

Весной принято проводить с учениками беседы о правилах дорожного движения. Дети больше гуляют, а значит, чаще оказываются поблизости от проезжей части, мчащихся машин. Московский педагог Наталия Демченко старается соединить теорию с практикой. Она выходит с ребятами на улицу, конечно, после соответствующей кабинетной работы.
Есть несколько традиционных маршрутов, по которым ученики собираются в школу: от метро, от ближайшей остановки автобуса. По каждому отправится группа – с целью увидеть на пути все дорожные знаки и указатели, более или менее опасные участки. Итогом прогулки станут рекомендации для учеников младших классов: где и как лучше переходить дорогу, на что обратить особое внимание. А вдруг возникнет идея обратиться в местные дорожные службы с предложениями поставить дополнительные знаки, изменить разметку?
Энтузиасты поедут на экскурсию на велосипедах, естественно, соблюдая все положенные правила. А заодно сделают заключение о том, насколько приспособлен микрорайон для велосипедных прогулок. И можно ли что-то сделать (силами школьников, местных руководителей) для превращения окрестностей школы в место увлекательных и безопасных поездок.

Парковая математика

Весна весной, а программа программой. Все равно нужно решать задачки, уравнения, считать примеры. Елена Черезова из Норильска занимается всем этим с первоклассниками – но не в классе, а в парке. Для малышей даже дойти до парка без приключений – уже непросто. Поэтому тема занятия предельно концентрирующая, объединяющая – сложение.
Вот добрались до первых скамеечек, расселись. Ребята должны разделиться на пары и придумать пример на сложение того, что их окружает: летящих птиц, растущих деревьев, бегущих мимо собак. Сами придумали, сами и посчитали, мелом на дорожке записали, как положено, со значками + и =. В награду каждому математику – сок, который хранится в рюкзаке учительницы (или помощника-старшеклассника).
Теперь очередь педагога задавать вопросы. Конечно, не как в классе, по-другому. Например, предлагая прыгнуть на одной ножке четыре раза, а потом еще четыре. А на другой – три плюс три. Считать придется и наклоны, и приседания, и хлопки в ладоши. Заодно физкультминутка получится. Потом все становятся в круг. В центре – ведущий. Он называет число от двух до пяти. Скажет три – три человека должны образовать маленький кружок. Скажет четыре – четверо. Кто остался без компании, отдает фант или становится новым ведущим.
Весенние уроки – репетиция летних игр и путешествий в идеальной образовательной среде – реальном мире.

По материалам фестиваля «Открытый урок» подготовила Людмила ПЕЧАТНИКОВА 

…распечатайте на плотной бумаге инструкции, маршрутные листы, вопросники, справочные материалы. А потом заламинируйте. Выгода не только в том, что так вы сохраните их для нескольких поколений школьников. И не в том, что ребята смогут работать, не боясь дождя или весенней грязи. Плотный негнущийся лист удобно использовать в качестве планшета: положил сверху тетрадочку и записывай, зарисовывай – вполне разборчиво получится.

...посоветуйте ученикам взять с собой на маршрут не ручку, а карандаш с ластиком на конце. Во-первых, потому, что ручка не при всякой погоде и не на всякой поверхности пишет. А во-вторых, ошибки, записанные карандашом, легче ликвидируются. Ребятам потом будет проще разобраться в собственных записях. 

…проследите, чтобы дети пошли на естественно-научную экскурсию с перчатками. Ведь юным исследователям придется копаться в земле, собирать образцы, брать в руки муравьев и головастиков. К тому же таблицы, инструкции, личные блокноты легче будет сохранить в относительно пристойном виде. 

…заранее попросите учеников, отправляющихся на биологический маршрут, собрать пустые упаковки из-под сока и пластиковые бутылки (с отрезанным горлышком). Это отличная тара для переноски образцов (если продернуть веревочки в уголках, можно повесить на палку и нести сразу несколько). Это и лопатка (совочек) для забора проб воды, грунта. Это и лабораторная посуда для исследования собранных материалов, для проведения экспериментов. В дополнение к бутылкам и пакетам запаситесь полиэтиленовыми пакетами. Они понадобятся не только для работы, но и для жизни, если кто-то промочит ноги. 

…обязательно возьмите с собой веревку, нож, спички, бактерицидный пластырь, даже если ваш маршрут – вокруг школы. Дети должны привыкнуть, что без некоторых вещей вообще никуда выходить нельзя. 

…приготовьтесь к тому, что многое пойдет не так, как планировали. И детей подготовьте к мысли, что неожиданная проблема – это возможность проявить свои творческие способности. Например, забыли в школе рулетку. Нечем мерить длину обхвата дерева, высоту муравейника… Это не повод отказываться от работы. Кто-то найдет длинную крепкую палку и будет делать на ней зарубки. А округлые поверхности обовьет ниточкой, шнурком от обуви, собственными руками, наконец.

Рейтинг@Mail.ru