Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ


Ветров Максим

Интеллектуальная база для инновационной экономики

Создать ее – так определил министр Андрей Фурсенко стратегическую задачу ведомства

На днях состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки, на котором были подведены итоги 2010 года и поставлены задачи на 2011 год. Но складывалось впечатление, что самым заметным событием в деятельности министерства в прошлом году стала его реструктуризация – в связи с упразднением Федерального агентства по образованию и Федерального агентства по науке и инновациям и передачей их функций Министерству образования и науки. По словам министра, это решение «было обусловлено необходимостью консолидации всех ресурсов, в том числе организационных и кадровых, для достижения результатов, намеченных руководством страны». Однако, как выяснилось в ходе обсуждения, очередная ведомственная перетряска не способствовала конструктивной работе, в том числе в части эффективного расходования бюджетных средств.

Деньги в обмен на неэффективность

По словам заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, в 2010 г. Мин­обрнауки было выделено из федерального бюджета 277 млрд рублей, из которых освоено 99,2%.
Причина – в неравномерном распределении расходов, пик которых приходится на последний, четвертый, квартал года (в первом квартале было освоено только 16% ассигнований).
Не в полном объеме – всего лишь на 24% от запланированной суммы (2,3 млрд рублей) – использованы деньги, предусмотренные на прикладные научные исследования в области образования.
Практически не освоены бюджетные средства, предусмотренные на эксперимент по государственной поддержке образовательных кредитов (706 млн рублей).
«Если эти средства на данном направлении не востребованы, их следует передать на решение других задач», – считает Нестеренко.
По ее словам, в прошлом году Минобр­науки получило всего 53 балла за эффективность расходования бюджетных денег и заняло 34-е место в соответствующем рейтинге, включающем 102 ведомства.
Конечно, ситуацию прошлого года можно было бы списать на реструктуризацию министерства.
Но и в этом году, по словам Нестеренко, недопустимо затягивается выделение межбюджетных трансфертов, которые предоставляются регионам: например, на 15 марта субъекты РФ не получили ни копейки из этих средств, в том числе выплаты за классное руководство, компенсации за содержание ребенка в семье и т.д.
Между тем в бюджете 2011 года на деятельность Минобрнауки и подведомственных ему учреждений предусмотрены ассигнования в объеме 342 млрд рублей, что на 23% превышает прошлогодние показатели.
«Это решение было принято правительством после долгого обсуждения, несмотря на демографическую ситуацию», – подчеркнула замминистра финансов.
На этом фоне весьма странно звучит лозунг министерства по отношению к регионам, программы которых софинансируются федеральным центром: «Деньги в обмен на эффективность».
Получается, что само ведомство показывает в этом смысле не лучший пример, нарушая собственные принципы.

Дошкольное образование получит государственную поддержку

Правда, в бочке дегтя есть и одна ложка меда: новая Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2011 – 2015 годы, принятая в феврале этого года, признана правительством одной из лучших.
На реализацию программы будет направлено из всех источников 137 млрд рублей, из которых 57 млрд руб. – средства федерального бюджета. 10,5 млрд. из них планируется израсходовать на субсидии, предоставляемые регионам на конкурсной основе, с целью поддержки модернизации образования, в том числе на софинансирование региональных программ дошкольного образования. Эта программа начнется в нынешнем году.
Актуальность этой меры подтверждается ситуацией, сложившейся в этой сфере.
По словам министра, чуть больше 60% ребят имеют возможность посещать детские сады. Несмотря на то, что за последние два года удалось увеличить количество мест почти на 400 тысяч, очередность растет. Если в прошлом году она составляла 1 миллион 700 тысяч детей, то сегодня это уже почти 2 миллиона – из них около 33% детей в возрасте до 1,5 лет, еще 35% – от 1,5 до 3 лет.
«Это означает, что дефицит мест более чем наполовину создан искусственно, поскольку в очередь встают тогда, когда детский сад еще не нужен, чуть ли не до появления ребенка на свет», – констатировал министр.
 Один из путей решения проблемы – внесение изменений в санитарные правила и нормы, которые уже сейчас позволяют создавать семейные группы и дополнительные места за счет имеющихся в садиках негрупповых помещений, а также допускают увеличение численности детей в группе более 20 человек, если это позволяет площадь.

Стандарты для старшей школы кардинально переработают

Непростая ситуация сложилась и в сфере общего образования в связи с разработкой стандартов для старших классов, вызвавших наиболее острую дискуссию в обществе.
В своем выступлении министр еще раз заверил, что «стандарты старшей школы не будут приняты, пока не будет достигнуто согласие», и «если общественное обсуждение покажет необходимость кардинальной переработки этих стандартов, мы пойдем и на это».
Кстати, по итогам обсуждения, состоявшегося 22 февраля этого года, Общественный совет при Минобрнауки не рекомендует в ближайшее время подписывать приказ о введении новых стандартов для старшей школы. Более того, Общественный совет предложил министерству рассмотреть возможность нового тендера на создание стандартов школьного обучения в старших классах. Но решится ли ведомство на такой шаг, пока неизвестно.
Между тем после обсуждения первой редакции стандартов, опубликованных 15 февраля, поступило порядка 150 замечаний и предложений, значительная часть которых – если верить официальным отчетам – была учтена группой мониторинга доработки проектов стандартов общего образования.
В том числе приняты во внимание многочисленные обращения в рамках интернет-форума: в частности, расширена возможность выбора до трех учебных предметов из обязательных для изучения предметных областей «Общественные науки» и «Естественные науки».
Уточнено соотношение частей основной образовательной программы: 60% – обязательная часть, 40% – часть, формируемая участниками образовательного процесса.
В предыдущем варианте была установлена прямо противоположная пропорция, что вызывало острые дискуссии.
Доработаны требования: к кадровым условиям – в части организации повышения квалификации работников образования; к финансовым условиям реализации основной образовательной программы – в части учета в бюджетном финансировании расходов на реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся и выполнение ими индивидуальных проектов. Некоторые замечания, касающиеся, в частности, предметных результатов, будут рассмотрены дополнительно на обсуждениях со специалистами-экспертами.

«Роль бакалавров вызывает вопросы»

Но если обязательное введение стандартов для старшей ступени запланировано на 2020 год, то вузы начнут прием первокурсников по новым двухуровневым программам (бакалавриат + магистаратура) уже с 1 сентября 2011 года.
Новый Перечень подготовки содержит 171 направление подготовки бакалавров и 176 направлений подготовки магистров. При переходе на уровневую подготовку сохранено 111 моноспециальностей.
Несмотря на заверения министерства о том, что «уровневая подготовка в большей степени соответствует быстро меняющейся экономике будущего и делает российское образование более привлекательным для иностранных студентов», по признанию А.Фурсенко, «до сих пор у работодателей, в том числе из высокотехнологичного сектора экономики, содержание подготовки и роль на производстве бакалавра вызывает вопросы».
Особые надежды возлагаются на разъяснительную работу в обществе и на ведущие вузы.
К настоящему моменту одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов (НИУ) и 8 федеральных университетов, а также двух крупнейших университетов страны – Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.
Общий объем бюджетных средств, направляемых на реализацию их программ в 2010–2012 годах, составляет 69 млрд рублей.
Но и спрос с особых вузов – особый.

Национальные исследовательские университеты могут лишиться статуса?

В этом году планируется подведение промежуточных итогов деятельности тех НИУ, которые были созданы три года назад.
По словам зампреда российского правительства Сергея Иванова, «необходимо более широкое участие бизнес-сообщества в оценке деятельности НИУ, задачи которых состоят в подготовке квалифицированных кадров для важнейших отраслей экономики и в развитии исследований, имеющих «понятные рыночные перспективы».
При этом вице-премьер подчеркнул, что если результаты вузов нового типа окажутся неудовлетворительными, они могут лишиться статуса, а вместе с ним – привилегированного финансирования.
По словам Иванова, без участия работодателей и общественности невозможно создание системы оценки качества образования. В ближайшие пять лет на эти цели планируется выделить 4 млрд рублей из федерального бюджета.
Но самой главной проблемой, по мнению зампреда российского правительства, остается заработная плата учителей, уровень которой значительно ниже аналогичных показателей по экономике.

Зарплата педагогов снижается

Так, если в 2010 г. средняя зарплата педагогов составила 13564 рубля, то по экономике за тот же период – 22684 рубля.
Индексация на 6,5%, предусмотренная с 1 июня текущего года, по словам Иванова, «крайне мала и не решает проблемы».
Вице-премьер обратился к министру с просьбой взять ситуацию под свой личный контроль и обеспечить постоянный мониторинг этого направления.
По словам А.Фурсенко, возглавляемое им ведомство обратилось к Министерству регионального развития с просьбой включить показатель соотношения зарплаты учителей к средней зарплате по экономике региона в перечень индикаторов эффективности деятельности губернаторов.
Как считает ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, реальная зарплата педагогов еще ниже официальных данных и что статус учителя не соответствует его роли в обществе.
«Без решения этого вопроса нам ничего сделать не удастся», – убежден руководитель ведущего вуза страны.
Если в прошлые годы деятельность министерства оценивалась в основном как удовлетворительная, то на этот раз как руководители ведомства, так и представители других структур от оценок воздержались. Ясно одно: в ближайшее время министерству потребуется серьезная работа над ошибками, иначе перспектива попасть в число неуспевающих – неизбежна.

Рейтинг@Mail.ru