Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Вместо «образовательной системы» – «система учебников»

Вариативность провозглашена, но...

Уже полным ходом идет заказ школами учебников на будущий год, а Федеральный перечень на 2011–2012 гг. только что опубликовали. С одной стороны, ничего особенного, региональные чиновники как обязывали школы выбирать те учебники, которые им «рекомендованы» крупными издательствами, так и обязывают, им закон не писан. Но с другой – уже с 1 сентября на новый ФГОС начального общего образования переходят все 1 классы страны, а этот стандарт построен на идеях деятельностного подхода, значит... впрочем, логика тут бессильна. Мы получили письмо:
«Не абсурд ли – выстроить стандарт на теории В.В.Давыдова и вычеркнуть из перечня учебники, по которым работают тысячи учителей развивающего обучения! В перечень не попал ни один учебник математики системы Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова! При том что образовательная система РО официально существует многие годы и уже подтверждено исследованиями: она формирует компетенции, которые проверяют международные исследования. По этому параметру учебники РО поставлены в пример другим. Спрашивается, из какой аргументации исходят чиновники, выбирая достойные и недостойные учебники? И что теперь делать учителям РО – преподавать из-под полы, как 30 лет назад?»
Алексей Воронцов, председатель правления Международной ассоциации «Развивающее обучение», председатель комиссии по дошкольному, общему и дополнительному образованию Общественной палаты по образованию города Москвы, кандидат педагогических наук, отвечает на вопросы так:
– Действительно, начальное образование – та ступень, где по результатам международных исследований Россия среди первых. И многие авторитетные эксперты одной из причин этого успеха называют вариативность программ и учебников начального образования, а она, как известно, следствие развития разных образовательных систем: традиционной образовательной системы Л.В.Занкова, образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. И концепция нового стандарта провозглашает вариативность как особую задачу, механизм саморазвития – это принципиальная установка. Но то, что сейчас происходит с учебниками – а они пока все-таки главный носитель содержания образования в школе, – уничтожает идею выбора программ начального образования, лишает педагога свободы выбора, возвращает обратно, в сугубо исполнительскую позицию.
В новом перечне нет понятия «образовательная система», есть «система учебников» – таким образом, в «системах» оказались комплекты издательств, просто имеющих набор учебников по всем без исключения предметам. «Систем» в перечне четыре, две из них – продукт издательства «Просвещение». Совершенно ясно: как только будет разрушена содержательная конкуренция педагогических подходов, технологий, методов, произойдет общий откат уровня начального образования.

Рейтинг@Mail.ru