Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


В фокусе исследования

В педагогической психологии импровизация рассматривается как черта профессионального педагогического мышления. Одни специалисты считают, что учительская импровизация – это преодоление, уход от сложившихся в его опыте стереотипов, позволяющих удерживать нормативную часть обучения, но не дающих простора для творчества. Другие говорят, что, импровизируя, педагог не порождает новые способы и схемы, а всего лишь видоизменяет старые, подстраивает их под ситуацию.
А что думают сами учителя об этих характеристиках педагогического мышления? Мы провели исследование, для которого был составлен специальный опросник — «Самооценка педагогического мышления». В результате анализа было выявлено два фактора.
Первый фактор описывает педагогическое мышление как процесс, опирающийся на восприятие каждой новой ситуации как уникальной и неповторимой. Учителя этого типа склонны принимать решения, опираясь на контекст каждой ситуации. А внешне заданные нормативы воспринимают как препятствие для продуктивного учебного взаимодействия: «На уроке я скорее склонен импровизировать в зависимости от складывающихся обстоятельств, чем следовать заготовленному плану».
Этот фактор можно обозначить как импровизацию в педагогическом мышлении, при этом достаточно ясно вырисовывается двойственная природа педагогической импровизации. Для ее приверженцев характерно не только использование импровизации при подготовке и проведении уроков, но и отчетливо негативное отношение к любым нормам и правилам.
Второй фактор более разнороден. С одной стороны, он характеризует педагогическое мышление как процесс осознанного планирования с опорой на ясно определенную цель, прошлый опыт и контроль результатов: «При планировании урока я всегда стараюсь определять его цели так, чтобы они соответствовали общим целям курса», «В учебном планировании я ориентируюсь на те цели и задачи, которые определяются нормативными документами об образовании, и всегда стремлюсь им следовать».
С другой стороны, педагогическое мышление основывается на хорошо освоенных схемах. Это позволяет прогнозировать и принимать решения, в том числе и в изменяющихся условиях: «Проводя урок, я всегда очень точно ощущаю время, хотя сознательно не слежу за ним», «Я легко предвижу ошибки и затруднения учащихся», «Мысленно я разделяю учеников на несколько типов и взаимодействую с ними на основе этой типологии». Видимо, этот фактор можно обозначить как самооценку опытности. Учителя склонны рассматривать свой профессиональный опыт как значимый ресурс педагогической импровизации.
Однако исследование показывает, что импровизация соотносится и с другими характеристиками педагога, не только когнитивными, но и личностными.

Евгений САВИН, кандидат психологических наук КГУ им. Циолковского

Рейтинг@Mail.ru