Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Куценко Елена

Искусство педагогической импровизации

Оно не заменяет ремесло, но венчает его

Школа довольно настороженно относится ко всяческим нерегламентированным формам жизни. И тот, кто все-таки впускает их в класс, неминуемо становится нарушителем канона, утвержденного многими поколениями.
Скорей всего учительница, решившаяся организовать вечер свободного, неформального чтения стихов имеет немалый опыт работы в школе и уверена в своем мастерстве. Прежде всего она не боится осуждения коллег. Готова прислушаться к их мнению, но именно такую форму встречи с ребятами считает более важной.
И это на самом деле просто необходимо ребятам – получать опыт живого, немного нескладного, искреннего общения по поводу культурных текстов, ощущения, что ты свой в этом кругу, и даже эмоционального переживания оттого, что собирался, но так и не решился.
Кстати, учителям подобный опыт, может быть, еще нужнее. Сама школьная обыденность обкатывает нас так, чтобы ценить технологическую стройность, предсказуемость, упорядоченность, контроль. Все это бесспорно нужно, но главное для педагога, освоив все эти атрибуты учительского ремесла, не ограничиваться их виртуозным использованием. В этом случае его работа будет напоминать замок Снежной королевы: ослепительно красиво, безупречный порядок, но для жизни и тепла, увлечений и ошибок, одним словом, для свободы места нет.
Она приходит именно в тот момент, когда ты, овладев инструментами – методами и техниками – не то чтобы откладываешь их в сторону, а перестаешь использовать, «как предписано», по-школярски. И позволяешь себе, например, держать паузу на уроке, подыскивая цитату в ответ на вдруг прозвучавшую неожиданную реплику. Или отказываешься от продуманного плана урока, потому что случилось в классе что-то важное, требующее серьезного разговора прямо сию минуту (без плана беседы с целями-задачами и чинной презентацией). Но отказываться можно лишь от того, что освоил. Пренебрегать инструментами ремесла нельзя.
Неопытный учитель, отважившийся на такой вечер поэзии, скорее всего получит малопривлекательное нечто. Потому что нет совместного ежедневного проживания и чтения стихов на уроках. Потому что не умеет пока создавать и поддерживать неуловимую атмосферу, которая у опытного коллеги складывается вроде бы сама собой – из интонаций, пауз, мимолетных жестов, взглядов. Сам учитель-мастер даже не задумывается об этой ткани педагогического со-бытия, вывязывает ее легко, как дышит. И эти нити сами ложатся в руку, как у художника, почти не глядя берущего нужную кисть или краску.
Как ни парадоксально, импровизация удалась, встреча прошла на одном дыхании, без тягостных пауз именно потому, что учительница на всякий случай приберегла сборники стихов – в этой детали просвечивает ее опыт.

Рейтинг@Mail.ru