Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ОРИЕНТИРЫ


Эпштейн Михаил

Какой быть школе в эпоху нанотехнологий

Уроки будущего нужно усваивать уже сейчас

Нанотехнологии в России пока активнее проявляются в сфере анекдотов, чем в науке. Но за этим явлением есть серьезное содержательное ядро: в скором времени и ученые, и бизнесмены, и деятели образования будут говорить на языке «нано». Что же может взять школа от этого феномена, который нельзя в логике прежних лет отнести к какой-то одной области – научной, коммерческой, производственной? Что мы сегодня должны понимать про образование нового времени, чтобы потом в который раз не пришлось догонять уходящий поезд?

Можно по-разному относиться к вдруг ставшему популярным в нашей стране бренду «нано».
Но трудно отрицать следующее:
– это явление связано с серьезными достижениями в фундаментальной науке;
– это явление ведет за собой совершенно иные – современные – технологии;
– с внедрением достижений наноиндустрии будет меняться технологическое мышление человечества (с некоторой долей осторожности можно говорить о такой же «революции», как в ситуации с «компьютерной революцией»).
Каковы основные характерные отличия «наноподхода» в науке и производстве?
– Работа на микроуровне, изменения в котором влияют на макропроцессы.
– Междисциплинарность, пограничность, необходимость диалога, многообразия.
– Выстраивание инновационного комплекса – взаимоувязанных действий науки, производства, бизнеса.
Современное образование в России не успело всерьез перестроиться с приходом к нам «компьютерной революции». Результат этого в том числе – расширяющаяся «пропасть» между поколениями взрослых (в первую очередь педагогов) и детей.
Сейчас у нас есть шанс в момент зарождения новой эпохи («наноэпохи») попробовать, «зацепившись» за передовую науку, производство, экономику, вытащить на новый уровень все наше образование (и первым делом – образование учителей).
В современной науке с переходом на «наноуровень» на классических основаниях и при более фундаментальном углублении рождаются суперпередовые технологии, тянущие за собой производство и экономику. Так и в образовании назрела смена технологий и подходов (при условии внимательного изучения открытий в педагогике, совершенных предыдущими поколениями исследователей).
Изменение образования требует реформы его основного (до сих пор) института – школы. Воспитанники Макаренко работали на производстве фотоаппаратов «ФЭД», которое тогда считалось суперсовременным и «супертонким». Вот и нынешние подростки совсем по-иному будут относиться к школе, которая позволит им приобщиться к передовому рубежу современной науки, производства, бизнеса.


Что же для педагогики означает переход на «наноуровень», «нанотехнологии», какой должна быть педагогика в «эпоху нано»?
1. Внимательное изучение социокультурной ситуации конкретного ребенка, школы и учет возможных микрооснов, глубинных оснований, ядер и изменений в них для получения макропоследствий.
2. Использование «сильных методов», работающих на более глубоком уровне, чем просто поверхностно информирующие занятия (внимание к личностной мотивации, заинтересованности, осмысленности – проживание, проигрывание, практико-ориентированность, личностная осмысленность).
3. Точечное применение «энергоемких», дорогостоящих процедур – приносящих позже серьезные эффекты. (Например, однажды заинтересовавшись чем-то, ребенок уже сам сможет изучить предмет. Значит, стоит потратить серьезные ресурсы на то, чтобы ребенок заинтересовался).
4. Мультидисциплинарность, межпредметность, свободное и ответственное изобретательство, пограничность, диалогичность – как в содержании образовательной программы, так и в ведении педагогических исследований.
5. Признание ценности многообразия, в том числе влияния многообразия коллектива на развитие личности; стремление к построению «обучающегося сообщества»).
6. Признание права «образовательного меньшинства»: если в образовании используются стандарты, то их рамки должны быть максимально «плавающими».
7. Внимание к этическим границам технологий.
8. Поддержка инноваций за счет выстраивания деятельности инновационных комплексов вокруг исследователей, работающих с ними педагогов, школ, современных производств…


Какой должна быть современная школа, желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
Во-первых, это школа добротных базовых учебных программ с акцентом на естественно-научное образование, но с учетом настоящего и будущего социокультурного контекста разработок и использования высоких технологий.
Во-вторых, это школа, где учащиеся могут выбирать собственные образовательные маршруты; школы, где создаются проекты, связанные с изучением перспективных научных исследований и их экономического потенциала.
В-третьих, это школа, ориентированная на изучение истории естествознания и роли личной, общественной инициативы, меценатства в развитии отечественной науки и производства.
В-четвертых, это школа, моделирующая социальную практику менеджмента инноваций в науке и образовании, а также популяризацию (например, через СМИ и Музей науки) достижений и перспектив в сфере нанотехнологий.
В-пятых, это школа реального социального партнерства с учреждениями и представителями науки и бизнеса («нанобизнеса») в России и за рубежом, предполагающего пусть и ограниченное, но непосредственное знакомство с практикой исследовательских разработок и организацией производства.
В-шестых, это общеобразовательная школа для всех, использующая в своей практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на базе современного производства.
В-седьмых, это школа, принципиально по-разному выстраивающая образование в различных возрастных группах: 7–10 лет, 11–13 лет, 14–15, 16–18 лет.
В-восьмых, для такой школы принципиальной является идея моделирования, пронизывающая всю ее образовательную программу – от содержания таких предметов, как математика, биология, физика, до лабораторных работ и практик; в ней используются ролевые, деловые игры в среднем звене, а в старших классах ученики участвуют в конкретном производственном процессе (для этого в программу можно ввести, например, робототехнику).


В чем состоят возможные преимущества школы, выбирающей для себя такие направления изменений?
1. Она создает модель практического взаимодействия науки, бизнеса и педагогики в сфере школьного образования.
2. Такая школа создает качественный прецедент ранней, опережающей (с учетом темпов НТР) подготовки российских специалистов в сфере современного производства и бизнеса, а также рабочих и инженеров среднего звена в хай-тек.
3. Все это позволяет, не увеличивая социальные разрывы в современном российском обществе, вместе воспитывать молодых людей, склонных к научным исследованиям, и тех, кто будет готов (имея качественное базовое образование) заниматься внедрением результатов этих исследований в производство на разных его этапах, будет грамотным пользователем создаваемых продуктов.
Чтобы появились такие школы, нужно пройти немалый путь – поисков, сомнений, открытий, разочарований, разрешив по ходу множество существенных содержательных, организационных и прочих проблем. Многое здесь еще непонятно, нет однозначных ответов на большинство вопросов. Но одно ясно точно – пройти этот путь можно лишь объединив ресурсы, идеи, стремления ученых-естественников и учителей школ, предпринимателей и педагогов-исследователей, преподавателей вузов и методистов…

Рейтинг@Mail.ru