Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Запрет на репетиторство: кому от этого станет лучше?

Пока школа не способна качественно учить всех детей, бессмысленно бороться со спросом на дополнительные образовательные услуги

Осенние каникулы промелькнули, не оставив следа – школьные МО, районные семинары, педсовет, психологический тренинг, творческие группы, «круглые столы», индивидуальные беседы с руководителями по самоотчетам и портфолио. Как говорится, царь бурлит от затей, а ты, Федька, потей. Учитель рассказывает: «В этом году никому не дали свободного дня – ходи в школу, сиди в школе. Почему? Отвечают: велено занять учителей, чтоб по платным урокам не бегали». О том, что за учителями, практикующими частные уроки, рекомендуется установить контроль и стимулирующие выплаты им не давать, мы уже писали: «ПС» № 17, 2010. Но вот о том, насколько эта идея безжизненна, – еще нет.

Тщетная предосторожность

Уже в октябре были заблокированы сайты официальных компаний, предоставляющих репетиторские услуги. Вузы больше не открывают курсы подготовки к ЕГЭ. В тень попрятались «кружки» аналогичной направленности в центрах дополнительного образования. Что уж говорить об учителях. Риск! А спрос огромный: кому подтянуться по предмету до приемлемого уровня, а кому подготовиться к экзамену. Очевидно, что стоимость частных занятий в этом году резко возрастет.

Между тем суть запрета – учить и учиться на уроке, не перекладывая эту обязанность на других, – вполне здравая. И преодоление трудностей, и самостоятельность, и личная ответственность – качества, которые человеку неплохо бы развить еще в школе. Только кто же поверит, что школа поможет. Там говорят одно, делают противоположное. Школе некогда. Школа поминутно штампует отчеты и во всех благих рекомендациях видит несправедливость. И был бы ужас-ужас-ужас, если бы образование исчерпывалось школой.

Как это делается во всем мире

Профессор Марк Брэй, директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию (CERC) в Университете Гонконга, этой осенью побывал в Москве и выступил на семинаре в ГУ-ВШЭ с докладом о значении, распространенности и развитии репетиторства. Оказывается, это явление глобальное. В частности, он рассказывал:

– В Чехии я был в школе, которая гордится высокими результатами. Я спросил: это благодаря репетиторам? Но педагогам не нравится так думать, хотя школа сама оплачивает репетиторов, это по проекту Евросоюза. И так повсеместно: есть фасад, на котором написано «бесплатное образование», и есть заднее крыльцо, с которого требуют многочисленные взносы на обучение.

Мы исследовали: 27% учеников в Англии берут частные уроки к концу средней школы, при том что Англия гордится своей системой образования. В Гонконге в старших классах средней школы с частными репетиторами занимаются примерно 70% ребят. Там вы можете увидеть трамвай с портретами знаменитых репетиторов. Репетиторы – идолы. Это богатые люди, миллионеры. Они привлекают массы тинейджеров в огромные аудитории и занимаются репетиторством как большим бизнесом. В Корее массовое репетиторство в начальной школе – 73%. А правительство США разработало программу «Ни одного ребенка позади» – государство финансирует родителей и школы для дополнительных занятий вне стен учебного заведения. Американские дети нанимают себе репетиторов по математике в Индии, и пусть они учатся удаленно, зато в два раза дешевле и качественнее, чем у себя дома.

Лучший шаг

По мнению специалиста, самое плохое в институте репетиторства не то, что обнажается социальное неравенство – кто богаче, у того больше репетиторов. Заинтересованные родители в любой ситуации найдут средства для поддержки ребенка. Плохо другое. Во-первых, преподаватели дают уроки за деньги собственным ученикам: «Опасность в том, что преподаватель сокращает свой вклад на занятии, чтобы получить доход на частных уроках». Во-вторых, нет защиты от некачественных услуг. Репетитор может творить чудеса, но и принести вред – может. Стресс, перегрузки, сомнительная информация. Здесь нет барьеров. Тем не менее Марк Брэй свидетельствует:

– В школах Азербайджана я обнаружил то же самое, что и в Турции, – пустоту. В старших классах почти никого нет! Причина? Все ушли к репетиторам. В Турции для учеников нормально – пойти к врачу и получить справку о болезни. И врач знает, для чего он пишет справки, и школа знает, и репетитор. В Азербайджане я беседовал с молодыми людьми, они говорят, что дают деньги учителям для того, чтобы те писали, что они присутствуют на уроке. А для того, чтобы получить знания, они идут к репетиторам. Но почему? Школа наполнена лозунгами о конкурсах, спортивных состязаниях – играем, играем, играем. А они хотят сдать экзамены.

Бороться с репетиторством. А смысл?

Говорят: репетиторство негативно воздействует на школьную систему. В классе чувствуется разрыв, методы не совпадают («их там натаскивают, а я учу думать»), уважения к учителю все меньше. Факт: школа проигрывает институту репетиторства. И это логично, потому что для натаскивания на тесты она и не предназначена. Образовывать в рамках программ и возможностей, развивать, давать навыки жизни в социуме, создавать для ребенка комфортные условия пребывания, но не готовить массово в вуз, не гнать насильно в интеллектуальные дебри всех подряд – не получается и не получится. Не случайно в Финляндии, которая стоит первой в рейтинге PISA грамотности школьников, нет итогового национального тестирования, нет и репетиторства. Свободная и ответственная работа финского учителя решает все.

Выходит, искать надо там, где потеряли. Создав махину ЕГЭ и от радости приписав ему свойства универсального критерия, мы запустили процесс репетиторства в небывалых для нашей страны масштабах. А школу – забросили. Упразднили школьное усердие и школьную заботу. Всем стало все равно: такой Закон об образовании, другой; такие Стандарты, сякие; так сказала г-жа Глебова о репетиторстве или эдак. Мы сами все купим для наших детей. И знания, и уверенность, и самооценку. И заработаем – сами. А что школа? Пункт приема детей, выставления оценок, выдачи аттестатов – не самое приятное место.

Статья подготовлена при поддержке проекта «repetitor.org.ua». Если вы решили приобрести качественные знания в области физики или подобрать репетитора, то оптимальным решением станет обратиться на проект «repetitor.org.ua». Перейдя по ссылке: «репетитор физики в Киеве», вы сможете, не отходя от экрана монитора, подобрать репетитора. Более подробную информацию об акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.repetitor.org.ua.

Рейтинг@Mail.ru