Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

Лекманов Андрей

Метод обучения по Соловейчику

Я познакомился с Симоном Львовичем еще школьником. Тогда я ходил в клуб «Алый парус» при «Комсомолке». Мы всегда собирались по средам и занимались тем, что все время говорили, спорили, что-то обсуждали.

Все мы тогда ходили в пионерских галстуках, при этом все мальчишки курили. И вот в очередной раз мы дымим и что-то обсуждаем в коридоре, Соловейчик с нами. Тут мимо проходит кто-то из начальства и говорит: «Что это у тебя, Сима, пионеры курят?» А Симон Львович отвечает: «Лучше пусть они тут курят, чем в подворотнях».

Он не был похож на классический для того времени тип лидера. Худой, абсолютно не спортивный, много курил. Но общение с ним вдохновляло и одухотворяло нас. Его влияние было настолько значительным, что я за всю жизнь не встретил другого человека, который мог бы смотреть на жизнь с такой высокой точки. Он любое явление анализировал, исходя из высоких смыслов.

Он нам казался необычайно оригинальным. Помню, мы в лагере хотели сделать газету, и Симон Львович мгновенно придумал: газета должна прежде всего отличаться своей формой. Если пишем о воде, сделаем газету в форме капли; об урожае – в форме яблока и т.п. По-моему, он был человеком, который знал все. У него был такой метод обучения: «Сначала мы читаем учебник, а потом я рассказываю, как все было на самом деле».

Я был уже взрослым, когда коммунарское движение набрало силу. Дело, которое тогда кончилось тем, что Симона Львовича выгнали из ЦК комсомола, а всю эту затею прикрыли. Застой! Я тогда уже работал врачом в лагере «Маяк», и Симон Львович жил у меня. Однажды мы устроили с детьми праздник наукопочитания. Симон Львович запомнился ярко: он был в роли, которая ему очень подходит, – в роли Аристотеля.

В «Маяке» он как раз писал «Педагогику для всех», в частности главы о том, что такое воля. И он обсуждал эту тему со всеми. Например, говорил мне, что себя считает безвольным человеком. А сам вставал в пять утра и начинал стучать на машинке.

Когда книга была закончена и сдана в типографию, он вдруг позвонил мне и сказал, что забрал рукопись обратно. «Как? Почему?» – «Я все неправильно написал, буду переделывать». И действительно, написал все совершенно по-другому. Смог очень внятно и отчетливо сказать о таких понятиях, как правда, дух, смысл жизни. Мало кто сегодня имеет смелость говорить о таких понятиях, а уж разбираться во всем этом, этим жить…

Я как-то слышал, что Симона Львовича назвали философом в педагогике. Это отчасти правильно. Но доминировала в нем другая черта: он постоянно брался за авантюрные проекты. За примерами далеко ходить не надо: свою газету «Первое сентября» он начал делать в самое кошмарное время, когда у меня, профессора, зарплата была 6 долларов. Но он взялся и сделал невозможное...

Рейтинг@Mail.ru