Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

От редакции

Педагогике необходимы не только учителя-практики, создатели методик воспитания и обучения, но в первую очередь – педагогические мыслители. Те, кто создает философский, гуманитарный, больший контекст, задает понимание человека, на котором строятся методики, системы, авторские школы. В сопоставленности эпохе сменяют друг друга те или иные (введем условный термин) педагогические времена, которые различаются не просто последовательностью, но педагогической проблематикой. Она возникает из проблем поколения – и поколения родителей, и поколения детей, из общего духа времени, в котором предъявлены или, наоборот, исчезают общие для людей гуманитарные ценности, а также из политики образования, определенным образом – в сторону гуманизации или в сторону авторитарности  – выстраивающей отношения в школе, создающей ее, школы, узнаваемую, ощутимую интеллектуальную и духовную атмосферу.
И очень важно, чтобы в каждом «педагогическом времени» был тот человек, который взял бы на себя труд увидеть, описать его проблематику. Описать через всем знакомые, на слуху находящиеся факты, примеры; но параллельно расположить эти факты на некой, условно скажем, картине звездного неба, начерченной большей, старшей педагогикой – вневременной. Интересно, что когда читаешь педагогических мыслителей разных эпох, в их текстах довольно четко можно отделить то, что опосредовано эпохой, от того, что безусловно, в чем Монтень сходится с Сухомлинским, а Коменский – с Френе. И речь не просто о некой обладающей серьезным культурным авторитетом традиции педагогической мысли, на которую «нанизываются» писания разных людей, – речь об автономной точности мышления. Таким мыслителем – автономно точным – и был Соловейчик.

 

Рейтинг@Mail.ru