Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Третья тетрадь
Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС


Куценко Елена

Чтобы не делать домашнее задание всем домом

Несложные правила, которые облегчат ребенку учебную работу

В первое учебное полугодие первоклассник адаптируется к новому режиму и правилам жизни. И одна из главных трудностей – выполнение домашних заданий. Серьезную помощь в этом нелегком деле ему могут оказать родители. Только если возьмутся за дело с терпением и любовью.

Вначале придется потрудиться

Многие папы, мамы и бабушки школьников «со стажем» сетуют на то, что домашние задания выбивают из нормального ритма жизни всю семью. Сначала ребенка уговаривают, а потом и заставляют сесть за уроки. Потом по очереди стоят у него над душой, раздражаясь от того, как часто он отвлекается. А ближе к ночи диктуют ему правильные ответы или дописывают задание, доклеивают аппликацию.
Если лично вас такая перспектива не привлекает, придется приложить довольно много усилий в самом начале школьной жизни. А еще терпения, такта и педагогической интуиции, чтобы не сложился дурной стереотип, который отравит впоследствии ваши отношения до самого выпускного класса.

Место

Про то, что у школьника должен быть собственный письменный стол и хотя бы полка для всяких учебных принадлежностей; про свет, падающий слева (если ваш малыш пишет правой рукой); про то, что комната должна быть проветрена, знают, наверное, все. Но просто удивительно, как часто взрослые считают это несущественным, необязательным. Постарайтесь соблюсти эти несложные правила, они сильно облегчают учебную работу. И не забудьте, что садиться за уроки лучше сытым и переодевшись в удобную одежду.
Хорошо бы еще постоянно напоминать себе о том, что уроки для первоклассника – серьезный и нелегкий труд. Каким бы пустяковым ни казалось задание взрослому, малыш испытывает большое напряжение, даже обводя в тетради квадратики или выписывая палочки в строчку. И напряжение это для него пока непривычно. Значит, велик соблазн отвлечься, заняться чем-нибудь более легким и приятным. Именно поэтому все игрушки и прочие соблазны убираем заранее с глаз долой. А необходимые сейчас прописи, тетради, ручки и учебники раскладываем аккуратно: рабочий настрой создается в том числе и деловой атмосферой. К ней относится и соблюдение хотя бы минимальной тишины в комнате. Включенный телевизор или разговоры домочадцев по телефону в пределах слышимости мало того что разрушают поле внимания ребенка, но еще и косвенно дают ему понять, что взрослые не считают его учебный труд чем-то уважаемым и существенным.

Время

С первых учебных дней, когда появятся домашние задания, нужно будет настроиться самим и настроить малыша на то, что выполнение этого самого задания должно быть неотвратимым и регулярным, как файф-о-клок у пунктуальных англичан. И ни мультфильм, ни телефонный звонок приятеля, ни затянувшаяся игра не могут служить причиной для откладывания домашнего задания на более позднее время. Тяжело? Еще как! В нашей-то загруженной суматошной жизни. Зато можно утешать себя тем, что несколько месяцев такой самодисциплины сделают процесс привычным и эта привычка серьезно облегчит вашу жизнь и учебу ребенка на весь период учебы в школе.
Первое время можно даже заводить будильник, который будет сообщать, что через пятнадцать минут, например, пора садиться за уроки. То есть самое время заканчивать игру или рисование, которыми ребенок занимался во время отдыха, придя из школы.
Время, когда ваш ребенок привычно сядет за уроки, будет зависеть и от вашего расписания, и от того, насколько долго малыш выполняет домашнее задание. Это еще один трудный момент, ведь рассчитывать время он пока совсем не умеет. Но постепенно научится. С вашей помощью, конечно. На первых порах все силы ребенка будут уходить на выполнение самого задания. И торопить его ни в коем случае не нужно. Но постепенно начните обсуждать заранее, за какое время он планирует закончить тот или иной этап работы. Сначала, конечно, его предположения будут далеки от реальности, и это нормально – он же учится, осваивает время как ресурс. Просто отметьте это несовпадение предполагаемого и реального темпа и постарайтесь в следующий раз вместе скорректировать планы.
А вот регулирование длительности работы и отдыха вам придется пока взять на себя. Ни в коем случае не настраивайте ребенка на то, что он «не имеет права встать из-за стола, пока не выполнит задание до конца!». Даже самый старательный первоклассник не может продуктивно работать больше получаса, а многие неусидчивые, легковозбудимые дети уже через пятнадцать–двадцать минут начинают отвлекаться, делать большое количество ошибок. Если вы в этом случае заставляете ребенка продолжать работу, ничего кроме отвращения к учебе и неуверенности в своих силах он не приобретает.
Десятиминутный перерыв, во время которого вы подвигаетесь, поиграете или просто поваляетесь на ковре, позволит вернуться к прерванным урокам с новыми силами. Но прежде чем объявить «переменку», посоветуйтесь с ребенком, поинтересуйтесь, устал ли он или настроен, например, дописать строчку до конца. Это будет приучать вашего школьника к тому, чтобы он сам контролировал свое состояние и адекватно оценивал возможности. Ведь рано или поздно он будет делать уроки самостоятельно.

Рейтинг@Mail.ru