Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Третья тетрадь
Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС


Волощук Ирина

А просто так похвалить можете?

Обычно к школе готовят ребенка. Но готовы ли мы быть родителями будущего ученика?

Родители малышей, которые пойдут в школу на будущий год, уже сейчас начинают беспокоиться о подготовке к этому важному событию. Они прикладывают много усилий, но подчас забывают о самых главных и очень простых принципах общения со своим ребенком.

 

Как только малышу исполняется пять или пять с половиной лет, родители начинают задумываться о подготовке ребенка к школе и искать детские заведения, которые работают в этом направлении. Проходят месяцы усердных занятий в каком-нибудь центре развития, и вдруг накануне записи в школу обнаруживается, что вчера еще умный, смышленый малыш сегодня не может ответить ни на один «школьный» вопрос.
Наверное, подобная картина известна многим родителям. Но давайте остановимся и подумаем. Что такое школа? Это учебное заведение. Как можно подготовить кого-либо к учебному заведению? А вот подготовить ребенка к обучению в школе – вполне возможно.
Давайте опять остановимся и сделаем шаг в сторону, лучше к зеркалу, и посмотрим в него. Кого мы там видим? Себя. Так вот давайте и начнем с себя. Начнем готовить себя к тому, что мы – будущие родители ребенка-ученика.

Поиграем?

Если вы еще перед зеркалом, посмотрите на себя, а теперь улыбнитесь и еще раз посмотрите. Чувствуете разницу? Дети тоже прекрасно ее чувствуют, поскольку ребенок до семи лет воспринимает мир эмоционально, поэтому контролируйте свои эмоции. Если вас беспокоят невысокие знания малыша – улыбнитесь. Ходить он тоже научился не сразу. А если бы его еще «учили» этому, то ему бы и ходить расхотелось.
Вот мы и подошли к ключевому элементу подготовки к обучению – ребенок должен хотеть, ему должно нравиться, он должен приходить от процесса обучения в восторг, как от увлекательной игры. Именно игра должна стать вторым ключевым моментом.
Игра… Какие в школе могут быть игры? Да, увы, в школе играют очень мало, и это плохо, но вы-то можете учитывать, что игровая деятельность для вашего малыша еще остается приоритетной. Чем больше вы будете играть с ребенком в «школу», в «уроки», тем быстрее он научится сосредотачивать внимание, будет усидчивее (и это будет совсем нетрудно – ведь ему же так интересно), научится слушать, фантазировать (тем самым развивать образное мышление), рассказывать свои сказки маленькому мишке или вам, когда вы его об этом ласково попросите.
Игра как расширяет возможности малыша – это же его родное, так и помогает вам. Как? Очень просто. У каждой игры есть свои правила, и их надо соблюдать. Ведь спасти Царевну можно только износив три пары неудобных сапог. Найти сундук с интересными («развивающими», но ребенку это знать не обязательно) дисками можно, если только решить задачку и двойку в лебедя превратить.

Ай да я!

Теперь уже не все так страшно и непонятно – это потому, что мы тоже играем в игру «Я будущий родитель вундеркинда». И в данный момент мы понимаем и принимаем правила игры.
Если вы еще не ушли от зеркала (а если ушли – ничего страшного) – можете похвалить себя любимого за старания: молодец, умница! А как вы еще могли бы похвалить себя? И за что? А просто так похвалить можете?
На первый взгляд все это выглядит несерьезно. Но это не так. Похвала – это инструмент в руках мастера. Умение хвалить (пользоваться этим инструментом) очень важно. Поскольку похвала – это одобрение, принятие. Это означает для ребенка: «Мой результат важен, значит, и я сам важен». Но похвала должна быть не только заслуженной, но и честной, искренней. Вы должны радоваться искренне, как первому зубику, первой улыбке. И это просто – перед вами же тот самый милый, умный, рассудительный карапуз.
Приведу пример из практики. Ко мне на занятие «Подготовка к обучению в школе» пришла мама с девочкой Викой. Вика была и есть очень милый ребенок, но, к маминому сожалению, не знала ни одной буквы, «плавала» в первой десятке цифр. Мама постоянно сидела в коридоре и оценивала успехи девочки, ругая и поучая ее. Я же на занятиях видела иную картину. Вика, если даже знала какую-то букву, боялась ее произнести. Боялась ошибиться. Это было очевидно. Поэтому за каждый, даже самый маленький, успех я ее хвалила, да так, чтобы и мама слышала. Результаты не заставили себя долго ждать. Вика просто молодец! Однажды мама подошла ко мне и сказала: «Дайте, пожалуйста, ксерокопию из книги по обучению чтению, потому что Вика хочет учиться читать только по вашим пособиям. То, что есть дома, – в руки не берет».
Хвалите себя и своего ребенка, да не захваливайте.
А сейчас попробуйте самому себе ответить на очень личный вопрос: «Верите ли вы в свои силы? Верите ли в своего ребенка? Верите ли в то, что все получится?» Если вы твердо отвечаете: «Да!» – очень хорошо! Если ответ не такой уж уверенный, как хотелось бы, то я спрошу иначе: «Когда ваш малыш был еще совсем крохой, верили ли вы в то, что он успешно родится?» «Конечно, да!» Неужели подготовиться к учебе тяжелее, чем подготовиться к рождению и родиться?
Некоторые могут сказать, что важную роль в этом процессе –рождении – сыграла природа. Правильно, но она и сейчас на вашей стороне. Чувствуйте природу ребенка, идите за ней – и все получится.
Итак, подведем итоги. Для того чтобы подготовить к обучению ребенка к школе, нам надо:
1. Улыбаться.
2. Играть.
3. Хвалить.
4. Верить.
А если что-то сразу не получается – улыбаемся, придумываем новую игру, одобряем себя, верим в себя. И делаем это постоянно. Пожалуй, это будет пятым пунктом правил.
5. Делать и чувствовать сказанное в вышеперечисленных пунктах постоянно.

Рейтинг@Mail.ru