Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


От редакции

Вот и начинается учебный год. И радость, и тревога: что-то там будет, в октябре, в январе, в марте, как сложится он, этот год, как пойдет учеба, что произойдет в жизни наших учеников, поможет им школа или, наоборот, не сумеет поддержать, нагрузит заботами?
И все чаще перед началом года приходит мысль, что мы остались одни; нет больше тех людей, которые говорили о школе, за школу, от имени школы; тех, чьи имена сопрягались в первую очередь не с педагогическими теориями, а с безусловным нравственным авторитетом педагогического мыслителя – и учителя-практика.
Для педагогики это очень важно, чтобы учитель в профессии был чьим-то современником, чтобы поле смыслов образования
и воспитания удерживалось от распада живым и деятельным присутствием людей, чьи профессиональные открытия вдохновлены гуманистической мыслью. Без них, без защитников, подвижников школы, ремесло начинает брать верх над духом учительского дела.
…Сорок лет назад, второго сентября 1970 года, не стало Василия Александровича Сухомлинского. Глядя сейчас на парадные портреты в книгах – строгий пиджак, узкий галстук, Звезда Героя труда, – думаешь о судьбе человека жесткого военного поколения, офицера, директора школы, вдруг заговорившего о детстве, о ребенке, о школе так, будто не прерывалась традиция русской и европейской педагогической мысли, и эта интонация пробивалась даже сквозь неизбежные ссылки на программу ЦК КПСС.
«Я не могу без сердечной боли думать о том, что во многих школах сидят за партами где-то сзади, как отверженные, угрюмые, раздражительные или же равнодушные ко всему отстающие, второгодники. Нельзя допускать, чтобы они ушли из школы ожесточившимися или равнодушными к знаниям. Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет ни одного любимого предмета, значит, школа не настоящая», – писал Сухомлинский.
«Я не могу без сердечной боли…» – кто сейчас может так написать о школе?
Кто мы, чьи мы современники?
У кого нам учиться, с кем мысленно разговаривать, по кому выстраивать свою работу?
И какое счастье, что полвека назад в далеком Павлыше жил человек, по чьим книгам можно поверить свое учительское кредо – на чем стоишь – и войти в класс!

 

Рейтинг@Mail.ru