Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Даниэль Пеннак
Школьные страдания
СПб.: Амфора, 2009

Ученик прогуливает школу, отвлекается на уроках, постоянно забывает тетради, врет учителям и родителям, приводя и тех и других в отчаяние. Эта ситуация знакома автору досконально. В детстве он был отпетым двоечником, а потом стал замечательным учителем, причем работал с очень сложными ребятами. Возможно, у него это так хорошо получалось, потому что он отчетливо помнил свои детские мучения и попытки защититься от школы...
«Дети без будущего. Дети, из которых ничего никогда не выйдет. Безнадежные… Это первое, в чем плохой ученик позволяет себя убедить». Неудивительно, что человек, еще в детстве придавленный этим вердиктом взрослых, все глубже скатывается в пропасть безнадежности и даже приучается любить свои неудачи, «поскольку жить без любви невозможно».
В результате все, с таким трудом выученное на живую нитку, испаряется из головы уже на следующий день, ответ у доски, случайно угаданный, превращается в короткую передышку. Ученик, запутавшийся в полуправде вечных оправданий перед учителями и родителями, тратит столько сил на поддержание этой гигантской паутины, что ни на какие уроки сил уже не остается. Такова реальная картина жизни двоечника, которую большинство из нас не видят изнутри. А значит, и не могут понять, посочувствовать и помочь по-настоящему.
Впрочем, не все так безнадежно. Пеннак точно, тонко и совсем не сентиментально описывает четырех учителей в своей жизни, которые «спасли меня от меня самого». Да и сам он, судя по описанию многочисленных эпизодов и диалогов со своими учениками-двоечниками, значительно облегчил их школьные страдания.

Б.В.Куприянов, О.В.Миновская, Л.С.Ручко
Ролевая игра в детском загородном лагере
М.: Владос, 2010

Это детальное описание продолжительной игры-эпопеи «Диалог культур», которая может стать основой для целой смены в загородном лагере. Модель некоторого исторического периода в жизни выдуманной цивилизации, состоящей из двух государств – Эйкумены, где жизнь строится по западному типу, и Лиги, чья культура напоминает о Китае и Японии.
В соответствии с этим разделением строится игровая легенда, ей подчиняются все события лагерной жизни: сборы, экскурсии, дискотеки, соревнования, праздники (за исключением режимных моментов вроде еды или зарядки). Чтобы подчеркнуть биполярность виртуального мира, народы разных государств обитают каждый на своей территории, что, впрочем, не мешает им воевать, торговать, вести дипломатические переговоры. Каждый взрослый и ребенок получает игровое имя, выбирает профессию и придумывает биографию, участвует в экономической и политической жизни, зарабатывая капитал, награды, положение в обществе. Для того чтобы придать событиям яркость и правдоподобие, придумано множество атрибутов – от карты мира до символов власти, оружия и игровых артефактов.
Однако никакая даже самая тщательно проработанная атрибутика не обеспечит динамичную игровую жизнь, да еще для целой лагерной смены. Нужно хорошо продуманное методическое сопровождение. Его описанию отдана значительная часть книги. Здесь можно найти и комментарии к этапам игры, задачи по каждому («…важно, чтобы участник видел собственные проблемы в совершении игровой деятельности и знал, где получить помощь») и даже примерный распорядок дня.
Тем организаторам больших ролевых игр, которые возьмутся повторить «Диалог культур» в своем лагере или школе, конечно, придется подстраивать и менять детали в зависимости от особенностей ситуации. Но общая идея и педагогические рекомендации авторов должны значительно облегчить задачу.

Рейтинг@Mail.ru