Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Третья тетрадь
Детный мир

Никишова Анастасия

«Ура! ЕГЭ остался позади!»

Записки о днях экзаменационной лихорадки

Выпускные вечера, праздничное ликование – венец школьного года. И уже не кажется трудным и длинным пройденный путь, он, как и все решенные задачи, – «легкота». Теперь не страшен даже ЕГЭ, великий и ужасный. Но – спроси любого выпускника – по-прежнему непонятный и неприятный. Они прошли через ЕГЭ. И что же поняли?

ЕГЭ, день за днем

…Лицо подруги бледное, спокойное, меня тоже уже не колотит. Погода противная, промозглая, я говорю подруге, что это лучше, чем солнце, потому что писать пять сочинений в жару – это, знаешь ли… Мы сдаем литературу, ППЭ находится далеко от нашей школы: трамвай – метро – автобус – пешком. Рано встала, а если учесть, что вечером никак не могла заснуть, то мое нытье оправданно: «Что бы им не организовать экзамен где-нибудь на Луне?» Но организация здесь хорошая. Никаких очередей, ошибок в списках, а организаторы шутками стараются развеселить нас перед раздачей КИМов. К ним и потом можно было спокойно обратиться с вопросом по поводу бланков и получить содержательный ответ, а не «читайте инструкцию».
Но когда я увидела задания, похолодела. Да-да, накануне я думала о том, какие произведения я не хотела бы получить для анализа. И хотя я прочла все из кодификатора, но «Кому на Руси жить хорошо» я категорически не хотела. Правда, расстроиться как следует я не успела. Раздалось характерное «бззз» моего телефона. Я оставила его в сумке, а сумки мы сложили в аудитории на заднем ряду. Организатор грозно спросила, чей телефон. Я сделала вид, что совершенно ни при чем, потому что не хотела терять время. Удостоверившись, что телефон звонит в куче сумок, а не у кого-то в кармане, организаторы успокоились, а я перевела дух и начала писать.
Писать, писать, писать: двенадцать заданий части В, четыре небольших сочинения (я потратила на них около двух часов) и С5 – полноценное сочинение, на которое, по-хорошему, должно отводиться четыре часа. В общем, на последней минуте экзамена я все еще дописывала. А на следующее утро проснулась оттого, что в голову ввинчивались строчки из Ахматовой, которые я цитировала в ЕГЭ: «Что им видится в сибирской вьюге…» Нет же, нет, надо «чудится»! Я схватила томик Ахматовой: «чудится». Чудится! А что я написала в бланке? Фактическая ошибка! Вот так я и недоберу минимального балла! Рассказываю об этом учителю, она смотрит на меня неприветливо, с сожалением – действительно, гордиться нечем. Потянулись дни ожидания, а уже надо бы на другое настраиваться. Каждое утро я с замиранием сердца вводила свои данные на сайте и однажды… 100 баллов! А днем позвонила моя учительница и радостно поздравила: «Кто бы сомневался!»
…Хорошо писать русский! Всем классом! Это придает уверенности. Но все равно перед смертью не надышишься: «Какие примеры приводить к теме одиночества?» – «Возьми Печорина. Или Онегина. Или Болконского». – «Онегин разве был одинок?»
ППЭ всего в десяти минутах от дома, на дверях листы с нашими фамилиями и номерами аудиторий. Отлично. Фамилии от «Л» до «О» отсутствуют. Наши сопровождающие засуетились. Наконец-то мы проходим, мне опять достается последняя парта, я сдаю телефон и работаю. Я все успела! А дома нашла у себя ошибку в части А. Но уже никому о ней не сказала.
…Перед ЕГЭ по английскому нас впервые поздравляют! Не зря, как оказалось. Глупее, чем ЕГЭ по английскому, ничего нет. Уровень знания языка он проверить не может. Я, например, прекрасно понимаю, что говорят на кассете, и готова обсуждать тему, но я понятия не имею, какой ответ выбрать. А что за текст! Такое впечатление, что кто-то решил поэкспериментировать, предложив едва ли не Шекспира в подлиннике XVI века. Я вообще-то выигрывала во многих олимпиадах по английскому, но ЕГЭ куда сложнее и непонятнее олимпиады МГУ.
Вдруг какая-то женщина входит и начинает «предупреждать» по поводу мобильных. Это ужасно действует на нервы, мне хочется немедленно достать мобильник. Через час снова она, пришла выгонять из нашей аудитории какого-то парня. Он забыл выключить звук на телефоне. Но сам телефоном не пользовался, сидел на первой парте, на виду. Стали громко разбираться, потом его вывели, через двадцать минут ввели назад: «В результате расследования не было выявлено факта использования мобильного телефона экзаменующимся» – о боже, это та самая женщина с партийным голосом! Сколько же времени она у нас украла!
…Математика! Железное правило: под конец я остаюсь в аудитории среди трех последних. За полчаса до завершения экзамена я уже сидела одна. Полчаса! Это ведь еще на одну задачу. Но, согласитесь, неприятно, когда тебя одну ждет целая комиссия. Да и не надо мне подавать в вуз эту математику. Так что я пошла, сделав половину всех С. И совесть моя чиста.

ЕГЭ в разговорах с друзьями

Все это время мы перезванивались друг с другом, обменивались впечатлениями, и вот какие темы всплывали:
– На экзаменах мы, по идее, все одинаковы, все равны. Честная система, честная проверка, честный результат. И все же, все же. Не совсем честно запихивать всех в один формат, без учета особенностей конкретного ученика. Я в жизни не решала в математике С-5 и С-6, так зачем же, уже фактически поступив на гуманитарную специальность, я должна это делать? И потом, на ЕГЭ, как и на обычном устном экзамене, все зависит от везения: где сядешь, какой билет вытянешь. И от учителей, которые находятся в аудитории, от их отношения к детям. Они могут закрыть глаза на списывание и на телефон, всегда готовы подсказать, несмотря на то, что перед ними не их ученики. Кого ни спросишь – никаких отметок на бланках не делали, даже если что-то замечали.
– Как к ЕГЭ относиться, непонятно. На русском, например, ничего нового не было, все ожидаемо. А вот на математике не попалось ничего из того, что мы решали в течение года. Экзамен вроде «единый», но почему-то сдавать обязательные предметы легче, чем предметы по выбору, да и баллы «стоят» дороже. Еще наблюдение: экзамен школьный, а подготовиться к нему без курсов или репетиторов нереально. Репетитор, пожалуй, самая главная фигура: его цель – вложить как можно больше знаний в данного ученика с учетом его способностей и возможностей. А курсы по ЕГЭ просто прогоняют программу более сложным языком. И вот что интересно: все больше учеников начинают понимать, что поступать по результатам олимпиад гораздо проще, чем через ЕГЭ. Ты только запишись в сентябре на курсы в выбранный вуз – на олимпиаде наберешь приличное количество баллов, поступишь уже в апреле

Рейтинг@Mail.ru