Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНА - КАНИКУЛЫ!


Печатникова Людмила

Путевка в лето

Что нужно сделать учителю, чтобы уйти на каникулы с легким сердцем

Отпуск не за горами – просто рукой подать. Считанные дни остались. Последние заботы нынешнего учебного года, планы на лето, смутные образы грядущего сентября. Предотпускные разговоры в учительской – коллеги рассказывают о намерениях, свершениях. Так и хочется составить список неотложных учительских дел, переделав которые можешь уйти на каникулы с легким сердцем. Мы обратились с вопросом о последних июньских заботах к преподавателям математики и географии, учителям начальной школы, директорам, психологам и режиссерам школьных театров. И из их ответов сложилось своего рода расписание последних рабочих дней.

Покончить с писаниной

– Журналы, конечно, заполнить. Сколько раз давала себе слово не оставлять их на последние дни, и все равно…
– Личные дела, списки, отчеты – самое муторное и бессмысленное занятие. Единственное что примиряет с писаниной – мысль о том, что все, конец, дальше отпуск.

Исправить двойки

– В июне, хочешь не хочешь, приходится заниматься со «слабыми» учениками, с теми, кто много болел (или прогуливал). И так приятно, когда уходят они от тебя счастливыми. «Наконец-то понял!» – «Исправил-таки эту проклятую двойку!»

Позаботиться о будущем

– Наметить пункты плана на следующий год, пока свежи в памяти разговоры об итогах этого. Это не заготовка официального плана, а то, что хочется сделать на самом деле.
– Очень хочется перед отпуском выяснить, какая нагрузка ждет тебя в новом году, каким оборудованием будешь располагать, на какое пространство можешь рассчитывать, с кем из коллег удастся (или придется) работать вместе. К сожалению, администрация не всегда готова ответить на подобные вопросы. Это тревожит, мешает сосредоточиться. И расслабиться тоже мешает.
– Постараться сделать все, чтобы не вернуться из отпуска в состояние ремонта.

Посмотреть свежим взглядом

– Выкинуть старые бумаги и тетради, отправить отслужившие срок мелочи на помойку – в прямом и переносном смысле. Все эти многочисленные диагностические и тренинговые работы, недопроверенные самостоятельные, объяснительные от прогульщиков и «опоздальщиков»… Расчистить место – для будущих «залежей», в конце концов. В азарте уборки нужно действовать решительно, но осторожно. Не все подлежит уничтожению. Кое-что ценное сохраним на память и для размышлений.
– Перебирая детские работы, заодно выставляю сам себе годовую оценку. Не в цифрах, конечно, а, как положено, по критериям. Заодно и сравнить с прошлогодними. Я-то ведь тоже меняюсь, не только дети.
– Стараюсь во что бы то ни стало собрать всех коллег в неформальной обстановке. И почти всегда видится что-то неожиданное, когда смотришь свежим взглядом, не на бегу. Кое-что из этих встреч даже на диктофон записываю.
– Люблю, честно говоря, убираться в костюмерной за сценой актового зала. Костюмы для традиционных школьных праздников, длинные плащи, которые пригодятся в любом спектакле, наряды последних представлений, завалявшиеся с незапамятных времен странные маски. А пока перебираешь все это, начинают пробиваться смутные идеи про следующий год.

Довести до конца незавершенное

– В учительской голове столько всего крутится в рабочее время. От этого что-то важное, но несрочное порой забывается. Например, день рождения коллеги. Еще в мае был. Человек она хороший, педагог отличный, внимательный. Но совершенно из головы вылетело. Поздравила на словах. А хочется подарить что-то. Пусть запоздало, но выразить свою симпатию, уважение, радость от совместной работы. Значит, осталось найти нужную вещь, красивую – подходящую. И подарить неожиданно, в самый последний день.

Пообщаться в неформальной обстановке

– Уйти с детьми в поход, хоть на пару дней. Вдали от школьных обязательств вернуться к самим себе, восстановить человеческие отношения. Прислушаться друг к другу, присмотреться. Увидеть не ученика–учителя, а человека, веселого, печального, умного, доброго, занудного, ехидного, ленивого. Какой уж есть.

Настроиться

– Во время каникул мечтаешь все дела переделать, все успеть. И знаешь сразу, не первый раз все-таки, что всего не успеешь. Поэтому настраиваешься на главное – записать размышления этого года. В стареньком блокноте или в ЖЖ. Чтобы не забыть. Еще раз вспомнить и понять что-то – пока пишешь, хорошо понимается.
– Настроиться, поверить, что за лето снова наберешь форму, наполнишься силой, энергией, желанием что-то делать, придумывать. Залечить кашель, мучающий еще с зимы, восстановить измученные связки.

Пристроить всех

– На каникулы хочется куда-нибудь уехать, хоть ненадолго, чтобы сменить привычные пейзажи, чтобы растворилось в новых впечатлениях накопившееся за год раздражение по поводу мелких недоразумений. Но перед отъездом надо устроить всех, кто от тебя зависит, так, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно. Цветы – раздать на лето ученикам или поставить на первом этаже школы: дежурные поливать будут. Зверей – тем же ученикам (или друзьям). Договориться, кто без тебя присмотрит за пожилыми родителями или малыми детьми. И в путь.

Рейтинг@Mail.ru