Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Образование. Версия 2.0

Новые коммуникационные технологии открывают новые возможности для школы. Использует ли она их?

Летом учителя не только отдыхают, но и занимаются самообразованием. Многие стремятся разобраться в новых социально-образовательных тенденциях и явлениях, слышать про которые приходилось неоднократно, но осмыслить их в учебный период времени не было. Одно из таких широко обсуждаемых сегодня явлений – так называемое «Образование 2.0». Оптимисты утверждают, что этот подход меняет саму сущность образования и открывает дорогу к образованию будущего. Скептики же склонны считать, что термин «web 2.0», от которого происходит понятие «Образование 2.0», не более чем рекламный ход… Но, что примечательно, среди педагогов, которые практически познакомились с «web 2.0», скептиков крайне мало.

Информационная революция и педагогические подходы

Что же такое «Образование 2.0»? Если отвечать на этот вопрос в «стиле 2.0», следует начать с предложения: давайте осмысливать этот феномен вместе. А далее изложить собственное видение, указать ссылки на дополнительные источники информации и пригласить всех заинтересованных читателей включиться в разговор.
Начнем с уже широко известного факта: новый термин ввел писатель, основатель и генеральный директор издательства компьютерной литературы O’Reilly Media Тим О’Рейли, который в 2005 году опубликовал знаковую статью «Что такое Веб 2.0» (с этим текстом можно познакомиться на сайте www.computerra.ru. Тим О’Рейли рассказывает об этом на примере среды Wiki, с появлением которой возможность участвовать в создании новых web-продуктов открылась практически для всех пользователей интернета. Скажем, любой человек может стать соавтором Википедии (www.ru.wikipedia.org/wiki) – открытой энциклопедии, составляемой всеми пользователя­ми на всех языках мира. Каждый может создать новый раздел, новую статью, заметку, исправить ошибку в уже существующей, добавить что-то, прокомментировать…
Еще одну особенность Веб 2.0 Тим О’Рейли раскрыл на примере блогосферы. В блогах каждый человек волен не только высказать свое мнение по любому поводу и в любой форме, но и оставить «следы», позволяющие найти его сообщение тем, кому интересна определенная тема или ее отдельные аспекты. Более того, в блогах есть возможность легко ссылаться на конкретные записи в других журналах и обсуждать их. Дискуссии расширялись. Разговоров становилось все больше. Таким образом, с возникновением блогосферы появилась чрезвычайно насыщенная среда информационного взаимодействия, где каждый может создать новость или обменяться новостями с другим блогером, находящимся в любом уголке земного шара.
Для нас важно отметить, что это не просто технология, это определенный концептуальный подход к организации деятельности (изначально – к организации бизнеса). Веб 2.0 исходит из того, что самые ценные вещи (самые успешные на рынке продукты) создаются в процессе объединения усилий множества людей, то есть в процессе совместного коллективного творчества. Особый акцент здесь делается на сущностной диалогичности человеческого мира и на том, что известный обозреватель еженедельника «Нью-Йоркер» Джейм Суриовеки назвал «мудростью масс». Вот как об этом пишет Тим О’Рейли: «Если ключевая часть Веба 2.0 – использование коллективного разума – превращает веб в некое подобие глобального мозга, то блогосфера – это его внутренний голос. Может, он и не связан с глубинными структурами мозга (подсознанием), но является аналогом мышления. Мощный всплеск блогосферы как отражение того, о чем люди думают и чему уделяют внимание... Коллективное внимание блогосферы само по себе стало оценкой качества контента».
Эти идеи оказались очень созвучны современным педагогическим подходам: методу проектов, кейс-методу, ситуативному обучению, школе-парку, педагогике сотрудничества. А поскольку развитие интернет-технологий открыло новые возможности для реализации этих идей, то технологические новации были очень быстро замечены и «взяты на вооружение» творчески мыслящими педагогами. К примеру, среду wiki учителя стали использовать для реализации больших социальных проектов, в которых участвовали ребята, а то и целые детские команды из разных школ и регионов. Также были предприняты попытки переосмысления принципов Веб 2.0 в его «проекции» на педагогическую деятельность. В качестве примеров рекомендуем статью руководителя экспериментальной площадки «Парк-школа» (город Екатеринбург) Александра Гольдина «Образование 2.0: взгляд педагога» (www.computerra.ru ) и публикацию профессора Елены Горошко «Образование 2.0 – это будущее отечественного образования?» (www.ifets.ieee.org/).

Другой взгляд на класс

Спустя два года после выхода знаменитой статьи Тима О’Рейли компания Googl организовала в России конференцию «Образование 2.0» (подробнее – на сайте конференции http://www.googleconference.ru/), в послании к участникам которой профессор Университета штата Канзас Майк Уэш сформулировал некоторые базовые идеи нового подхода к образованию. Первое, на что обратил внимание Майк Уэш, это «повсеместность и доступность» знаний в современном мире. «Знания буквально «в воздухе». И все что мне нужно, чтобы получить доступ ко всему этому корпусу знаний, – это устройство, хотя бы тот же мобильный телефон, и умение им пользоваться». Но если представить себе школьный класс, легко понять, что сама планировка классной комнаты предполагает отношение к информации как «к своего рода редкости. И что на кафедре должен находиться эксперт, который передает информацию ученикам. А они сидят в комнате с пустыми головами и только и ждут, когда их наполнят этой информацией».
Второй важный момент – распространение Веб 2.0 и другие открытия, которые делаются сегодня, по мнению Майка Уэша, ведут к формированию определенного этоса, основанного на сотрудничестве и участии. «Чем больше мы понимаем, что цифровая информация повсюду, что все мы постоянно связаны, тем очевиднее становится то, что никто из нас больше не годится на роль мудреца за кафедрой. Никто не может быть «умнее всех». Мы все одновременно учителя и ученики. Мы большое сообщество учителей и учеников, где каждый учится у другого и учит другого. И современные дети, активно участвующие в этом массовом сотрудничестве, требуют и заслуживают того, чтобы мы принесли это понимание в аудитории и классы». Для этого, как говорит Майк Уэш, нам надо «взглянуть на класс как на возможность рождения коллективного разума. И тогда мы позволим студентам и ученикам самим изучать это насыщенное информацией пространство, находить, критиковать и даже создавать новую информацию». Добавим к этому, что сегодня коллективный разум создает не только новую информацию, но и новые знания. Смысл новых понятий проясняется в диалогах ученых и практиков, работающих в разных областях. Это мы можем наблюдать на примере понятий «постиндустриальное общество», «компетенции», «образовательное событие» и других.
Итак, социальные изменения побуждают школу к переменам. А открытия, сделанные в области интернет-технологии, создают весомые предпосылки для того, чтобы эти перемены стали реальностью: сочетание Веб 2.0 и современных методов образования не просто ведет к существенному усилению самих методов, но и открывает путь для создания особой образовательной среды, основанной на «сотрудничестве и участии». Создание подобной среды означало бы переориентацию образования на задачи воспитания определенной культуры человеческих отношений. Но это – в идеале. В реальности же мы наблюдаем противоречивые тенденции.

Трудно «сойти с кафедры»…

Одна из тенденций состоит в том, что действительно все больше учителей и детей вовлекаются в сферу открытого образования. Возникли проекты, которые нацелены на создание образовательной среды, устроенной по принципам Веб 2.0. Но если проанализировать ситуацию в целом, то пока к форматам «2.0-образования» обращаются только немногие учителя-энтузиасты. Массовая же школа остается «в стороне» от подобных новаций. Как заметил один из участников конференции, организованной компанией Googl: «Образование 2.0 стучится в школьные двери, но ему не открывают».
Причины очевидны. Во-первых, школа ориентирована на другие цели и задачи. Во-вторых, в жестко организованной, устоявшейся, консервативной системе у педагогов довольно быстро складывается определенный взгляд на природу образовательного процесса, формируются стереотипы взаимодействия с детьми, изменить которые крайне сложно. Учителю непросто отказаться от позиции «мудреца за кафедрой» и стать для детей равноправным партнером по коммуникации (принцип равноправного партнерства здесь предполагает, что один и тот же человек может выступать в разных качествах: переход из одной статусной позиции в другую, например, с позиции ученика на позицию эксперта, в образовательной среде «2.0» – обычное явление). Тут возникает угроза проявить собственное незнание, что для многих педагогов равнозначно «потере лица». А кроме того, «Образование 2.0» «обрекает» учителя на непрерывное самообразование, на постоянное освоение новых знаний. Если педагог не будет этого делать, он просто не сможет сориентироваться в множестве информационных потоков и помочь детям отличить «качественный контент» от «информационного сора».
Сложность проблемы станет еще более очевидной, если принять во внимание, что классическая культура образовательной деятельности не может не передаваться ученикам. В школах у ребят, как правило, возникает специфическое отношение к учебе, в основе которого лежит представление, что учиться – означает следовать указаниям учителя. И когда ребята на какое-то время попадают в непривычную для себя ситуацию образования, устроенного на других принципах, они продолжают ждать указаний от взрослых. С этим столкнулся доктор педагогических наук Александр Прутченков во время проведения очередного молодежного форума лидеров ученического самоуправления. Форум был посвящен сетевому проектированию, которое требует от участников проявления активности и самостоятельности. Но ее-то и не хватало. «Многим ребятам требовалось, чтобы рядом постоянно находился взрослый и говорил, что делать. Иначе работа “затухала”».

В «обход» школы?..

Сегодня «Образование 2.0» развивается в основном как некое дополнительное к школьному образовательное пространство. В регионах появляются центры открытого образования, инициирующие запуск различных проектов, которые оказываются довольно востребованными в молодежной среде. И успешность подобных инициатив во многом объясняется тем, что они решают актуальные для молодых людей задачи: построения индивидуальной образовательной траектории, тьюторского сопровождения ее прохождения, помощи в профессиональном самоопределении, получения опыта работы в разных профессиональных сферах, развития необходимых для успешной самореализации компетенций… Большинство школ из-за преимущественно линейной организации учебного процесса и других причин с этими задачами пока не очень справляется либо просто не берется за их решение.
И здесь хотелось бы отметить еще вот что: задачи, которые ставят перед собой центры открытого образования, очень близки целям, обозначенным в проекте стандартов второго поколения в той их части, где прописываются личностные и метапредметные результаты. Получается парадоксальная ситуация: стандарты разрабатываются для школ, а их эффективная реализация, за исключением сугубо предметной составляющей, на сегодняшний день возможна только за пределами классно-урочной системы в сфере открытого «2.0-образования». Каким образом разрешится это противоречие – большой вопрос.

Рейтинг@Mail.ru