Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Кто верит, что директор решает все, – направо...

Психологическая игра, позволяющая увидеть свои профессиональные стереотипы

Словам самого высокого штиля в педагогике сегодня просторно. А вот делам? Делам тесно. Потому что в воображении у нас одно, а в реальности – совсем другое. Понять это, увидеть себя со стороны нам помогла психолог Ольга ОРЛОВА, которая провела деловую игру с педагогами, собравшимися на конференции. Мы публикуем стенографическое описание хода игры.

Акция «Камера хранения»

Ведущий: «Для начала я попрошу всех участников воспользоваться «камерой хранения»: сдайте туда весь свой опыт – как будто вы ничего о школе не знаете. Не были, не учились, не состояли. Отнесите сумки, ручки, тетради. Спасибо. Будем знакомиться: директора, пройдите сюда, не директора – туда; замы… не замы; психологи… социальные педагоги… учителя… методисты. Кто считает, что директор решает все, прогуляйтесь сюда, кто «не всегда» – туда. Кто думает, что психолог – самый главный человек в школе… что завуч отвечает за качество… В вашей школе считают, что… сюда пройдите, если не считают».
Любопытно, как это перемещение, «выбор ногами», и в самом деле познакомило участников – знание о людях ведь существует и в образах. Но вот раскрепощение достигнуто, и все дружно прошли «туда, где считают, что сотрудничать необходимо».

Акция «Строим школу»

Назначили на роль психолога одного из участников. Лентами очертили на полу пространство «школы». «Психолог» взялся за подбор персонала. На роль директора вывели самую солидную даму. Единственного мужчину в группе – на роль охранника («дальше двери ходить не должен»); завуч – женщина астенического телосложения. Учителем выбрана девушка в красном платье, а ученицей – самая невысокая. И еще – родитель.
Ведущий: «Все действующие лица в школе представлены, давайте начнем взаимодействовать. А те, кто оказался вне школы, – посмотрите, подумайте, что нам помогает работать, что мешает».
«Директор» жмет руку «родителю», знакомит его с «учителем». «Ребенок» с отсутствующим взглядом стоит рядом, «завуч» сам по себе – и все они столпились на маленьком пятачке у входа. Голос из зала: «Что-то ребенку внимания мало!» Психолог подходит к ребенку. Все окружают психолога и ребенка. Директор: «Нет, давайте будем все вместе смотреть в одну сторону». Психолог: «Лучше возьмемся за руки, а в центре – ребенок». Встают. Ребенок: «Мне так не нравится, контроль со всех сторон, никакой моей активности». Психолог: «А если образовать круг, но без центра? Всем хорошо?» Директор: «Мне плохо. Вы стойте, как хотите, я буду чуть впереди, и мы смотрим в одну сторону». Выходит из круга, тут же образовалась «линейка», последние в ряду – учитель и ребенок. Пауза. Психолог переходит, берет за руки учителя и ребенка, получается кружок. Директор: «Нет, давайте же сотрудничать» – он выстраивает композицию: все в круге, но в затылок, правые руки подняты вверх и соединены в центре. Выглядит очень монументально. Ведущий: «Всем удобно? Нет? А почему? Может быть, вы стульями воспользуетесь?» – «А можно?» Стулья вносят в «школу». Директор садится. Учитель, психолог, ученик – нет. Завуч ходит-ходит, потом садится неподалеку от директора. Завуч: «Я бы подвинула завуча к учителю». Ребенок: «Я бы учителя от себя не отпустил, для этого я буду баловаться, плохо говорить, это поддержит мои конкурентные притязания. Тем более место родителя все-таки за порогом». Директор: «Разброд какой-то, у меня нет четкой модели, а само ничего не выстраивается». Ведущий: «Вы не знаете, как и в чем нужны вам другие люди?» Директор: «Я власть, в конце концов, хватит либеральничать. Всякий сверчок знай свой шесток! Психолог, займитесь диагностикой, учитель, идите и учите, завуч – расписание». Ведущий: «Мы почти час пытались построить модель сотрудничества, а чем закончили? Почему?»

Разбор полетов

Реплики зрителей: «Роль стереотипов очень велика. Гораздо проще следовать штампам, потому что никаких неожиданностей они не сулят. Интересно, что даже подбор людей на роли шел по стереотипам. И нет такой ”камеры хранения”»… «Главное, что прояснилось, – сотрудничество каждый понимает по-своему. Для кого-то это «смотреть в одну сторону», для кого-то «ребенок в центре», иерархия или даже «фонтан дружбы». Но все равно – какой-то шаблон. Не что-то живое. И даже не близкое человеку внутренне»… «Очень странно, что мало обсуждений. Люди сразу соглашаются с предлагаемыми условиями. Процессов не было, мышления. Директор смотрел-смотрел, ждал-ждал да и распорядился»... «Выходит, всем хорошо, когда руководитель принимает жесткое решение. А на словах-то у нас большая потребность в сотрудничестве. Тут много мыслей поднимается».

Записала Анастасия НИКИШОВА

Рейтинг@Mail.ru